Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
 
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

 

25 марта / 7 апреля исполняется 30 лет со дня преставления преп. Иустина (Поповича)

Слово в день памяти Преподобного

Могила отца Иустина в монастыре Челие
Фото Л. Хрусталевой

   Благое (мирское имя преп. Иустина (Поповича)) и родился, и преставился на Благовещение. Сей великий день определил и его имя, и род занятий, и указал путь – как жизненный, так и посмертный. Это день, в который, как сказано, человек услышал самую главную весть из всех, когда-либо слышанных в истории человечества. Чудо имени, чудо рождения и чудо упокоения Святого еще раз свидетельствуют, «что существуют в мире вещи, о которых мудрость плотская и не мечтает». <...>
   В келлии отца Иустина в монастыре Челие находилась икона того, в честь кого он получил монашеское имя. На ней было начертано: «Вы нас можете убить, но не можете нам повредить». Эти слова святого мученика Иустина Философа, непобедимого воина Христова, рожденного в палестинском граде Сихеме, мужественно страдавшего за Веру и оставившего много трудов на благо христианам, сполна оправдались в жизненном подвиге его тезоименника – преп. Иустина (Поповича), появившегося на свет в Сербии 18 веков спустя.
   <...> Свое подвижническое правило этот «постоянный стяжатель молитв и тихих слез» записал на первой странице своего Евангелия: «Надо прежде себя очистить, а только потом других учить чистоте; надо прежде себя сделать мудрым, и только потом других учить мудрости; надо прежде самому стать светом, и только потом других просвещать; надо прежде самому приблизиться к Богу, и только потом других вести к Нему; надо прежде самому стать святым, и только потом других освящать».
   Об отце Иустине уже сказано много значимых слов, и, пожалуй, главные – о том, что он самый выдающийся богослов XX столетия, гордость монахов и слава Православия. Но позвольте добавить нечто еще: большую славу ему принесли не признания, а осуждения. Те, кто полвека уничижал и порицал его, больше прославили Преподобного, чем те, кто его возвеличивал.
   Писатель, переводчик, полиглот, оратор, просветитель, проповедник, подвижник, подъявший свой монашеский подвиг во время Албанской голгофы, преп. Иустин учился в Оксфорде и Петербурге, докторскую степень получил в Афинах. Но, возможно, он не был бы сегодня тем, чем есть, и наверняка не смог бы свершить проделанных им трудов, если бы в 1946 году не был изгнан из Белградского университета и заточен в монастырь Челие. За эту услугу и мы вместе с ним могли бы благословить его гонителей. Благодаря этому изгнанию, небольшой малоизвестный монастырь Челие под Валевом стал настоящей Лаврой и теперь является одним из главных духовных центров для всего православного мира. Лишь тот, кто радовался своему страданию, мог написать такое количество богодухновенных томов. То, что не могло создать государство со всеми его центрами и институтами, своими силами сотворил один отец Иустин (Попович).
   Это было время, когда свечу представляли символом мрака, Крест – знаком отсталости, Веру – мерой непросвещенности. Когда было попущено небывалое в истории восстание сил тьмы, силящееся угасить последнюю искру света. И потому они так устремились на свечу, объявив ее главным врагом. Это было время, когда ладан считался смердящим, а коммунизм благоухающим. Те, кто не ведал ничего, «знали», что нет Бога. Вопрос, самый трудный и для мудрейших, вдруг стал самым простым для невежд.
   Для каждого человека естественно стремление к славе. Но к той, что на Небесах, – добавляет св. Иоанн Лествичник. Во время, когда столь многие продали Веру за вечерю, Небо за землю, отец Иустин остался «алчущим Вечности, жаждущим Небес и свободным от земного». Он жил среди нас, по его собственным словам, «как Иона во чреве, желая Вечности, чтобы у него не высохли легкие души».
   Иустин (Попович) не признавал власти, которая не признавала Бога. В этом была вся его вина.
   Когда иссякнул XX век, когда в собственной крови захлебнулась безбожная идеология, когда сгинуло, исчезло навсегда столько «безсмертных» вождей и учителей, жертвы их, как звезды, одна за другой восходят ныне на Небеса. Посмертная слава отца Иустина (Поповича) только начинается, и время ее только приумножит.
   Иустине Богомудре, моли Христа Бога Слова просветити чтущия тя!

Матия Бечкович

В день Благовещения
Пресвятой Богородицы.
Монастырь Челие, 1995 год

Человек сотворен для Жизни Вечной

Преподобный Иустин Челийский

   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Воистину, знает Господь, зачем приходит человек в этот мир. Ради чего ты пришел в этот мир, ради чего пришел в него я? Кто же впустил тебя и меня в этот мир земной? Что же с тобой и со мной происходит?
   Смотри-ка: вокруг нас зима, все будто бы вымерло: нет плодов на деревьях, птицы пропали куда-то, а через два-три месяца все вновь зазеленеет и расцветет новой жизнью. А разве человек менее важен, чем растения, менее значителен, чем птицы и животные? Зачем же Бог сотворил человека, зачем Он сотворил тебя и меня?
   Этого не знали люди, пока Господь не сошел в сей мир, чтобы открыть нам очи и сказать о том, что человек сотворен для Вечной Жизни. Это – весть, которую нам принес Господь Иисус Христос, которую Он Единственный только и мог принести человеку.
Каков был бы Бог, сотворивший человека, если жизнь человеческая заканчивалась бы смертью? И жить тогда было бы незачем, жизнь явилась бы безсмыслицей для нас, людей, по нашему малому уму, а тем более – для Бога. Но Он сотворил человека для Жизни Вечной. И эту тайну, эту истину объявил нам воплотившийся Господь Иисус Христос.
   Господь воплотился, чтобы показать каждому человеку и всему человечеству, что жизнь их только начинается на земле, продолжается же в Жизни Вечной. В этом – все Евангелие Господа Иисуса Христа, в этом и вся наша вера. Этим мы, христиане, и отличаемся от всех других людей: мы знаем, что наша жизнь начинается здесь, а продолжается на том свете вечно. Зачем Богу понадобилось сходить в наш мир, если бы Он не даровал Жизнь Вечную, если бы Он не освобождал нас от самого страшного земного мучения – от смерти? <...> И Господь Иисус Христос пришел в земной мир для того, чтобы открыть нам очи и сказать: «Взгляни, ты же сотворен для Жизни Вечной!»
   Святое Евангелие рассказывает нам об этом в чудесной притче. В ней говорится, что Бог приготовил большой пир здесь, в этом мире. И пригласил на него гостей, и послал за ними своих слуг: Идите, ибо уже все готово (Лк. 14, 17). Вот, готово и поставлено на земную трапезу. А что готово? Господь Иисус Христос знает, что людям нужно. Господь поставил Вечную Истину и Вечную Правду, и Вечную Жизнь, и Вечную Любовь, и Вечное Добро – все, что Божественно, все, что вечно, – поставлено Им на трапезу этого мира, чтобы мы, люди, вкушали, питались бы этим и через то становились безсмертными.
   Господь сказал, что Он пришел в наш мир дать всему Жизнь Вечную – каждому человеческому существу (см.: Ин. 17, 2). Вот какая новость, братия мои! В этом – сила христианская, этим мы, христиане, отличаемся от всех существ и всех земных творений, этим мы сильнее, могущественнее всего на свете. Да, Господь Иисус Христос дал нам то, что никто иной дать не может. Помните, что произошло со Святыми Апостолами? Они были простыми людьми, как и мы, были рыбаками, людьми труда, но внезапно они увидели Воскресшего Господа Иисуса Христа, чтобы через Его Воскресение понять, что человек – существо, которому необходимо воскреснуть, если он хочет остаться человеком вечно. А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша (1 Кор. 15, 14). Так говорится в Священном Писании: тщетна и вера наша – ведь тогда мы остаемся пленниками смерти и греха. Мы, люди, становимся добычей червей и змей. Неужели для того нас сотворил Бог? Нет, конечно! Он пришел, победил смерть, Воскрес для того, чтобы открыть нам путь в Жизнь Вечную.
   <...> Мы – христиане, и потому и являемся христианами, что веруем в Вечную Жизнь. Веруем в Вечную Жизнь, как и в Символе Веры говорится: Чаю Воскресения мертвых. Каждый христианин ожидает всеобщего Воскресения. На многих могилах так и написано: «Чаю Воскресения мертвых». Этим сказано то, что душа человеческая оставляет тело, которое через врата смерти идет в землю, и отходит в Жизнь Вечную, чая Воскресения, ожидая час Последнего Суда, когда Господь воскресит все тела наши из всех гробов и соединит их с душами. Это мы, христиане, знаем и в это верим, здесь – смысл нашей жизни и сила нашей веры.
   И Святое Евангелие учит нас, как правильно поступить: надо откликнуться на зов, ведь богатая трапеза поставлена. Господь поставил Жизнь Вечную и Истину Вечную на трапезу земной жизни. Он Единственный подает их нам. Не будем же подобны тем, которые не отозвались, будучи званными. Один из них сослался на то, что купил землю и желает осмотреть ее. То есть сказал Господу Иисусу Христу, что некогда ему трапезничать с Ним, некогда размышлять о Евангелии – есть у него забота об имении. Другой сказал, что купил пять пар волов и решил их испытать. Третий – что женился и потому не может прийти. И богатая трапеза оставалась нетронутой. Тогда Господь призвал всех людей через своих слуг, чтобы все напитались Вечной Жизнью и Вечной Правдой. Так и бывает в жизни.
   А кто же те званные, которые не явились на пир? Это сказано о людях, которые, живя в этом мире, не вспоминают о Боге, <...> не заботятся об участи своей безсмертной души. И бредут они по жизни подобно слепцам, считая, что этот мир – и начало, и завершение жизни.
   Вспомним еще одну притчу, где Господь говорит о зажиточном человеке, у которого уродился богатый урожай, и он не знал, где его разместить, и сказал: Сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись! Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому достанется то, что ты заготовил? – Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (Лк. 12, 16–21). А как нужно богатеть в Бога? Будем богатиться, живя по Святому Евангелию, живя Божественной Истиной, которую Господь принес в мир, живя знанием, что человек есть существо вечное, существо боголикое, живущее и в этом, и в ином мире, душа его насыщается только тем, что свято – Божественной Истиной, Божественной Правдой, Божественным Добром.
   Поэтому в Евангелии смерть рассматривается как сон. Тело засыпает, а душа отлетает в мир Небесный. От этого сна, которым засыпает тело, пробудит нас Господь в день Страшного Суда, в час Своего Второго Пришествия, чтобы судить его, чтобы рассмотреть, что каждый из нас сделал с тем добром, которое Он нам доверил: с Его Божественной Истиной, с Его Божественной Правдой.
   Мы призваны жить тем, что вечно – верой в Господа Иисуса Христа, Его Любовью, Его Жертвой и всем тем, что Он дарует непрестанно каждому верующему человеку.
   Пусть же Он, молитвами Пресвятой Богородицы и всех Святых, исполнит наши души спасительной верой в Вечную Жизнь, чтобы мы, христиане, только ей одной и жили как в этом мире, так и в мире ином. Чтобы чувствовали и знали, что существо человеческое вечно и сотворено для Жизни Вечной и безсмертной. Аминь.

Монастырь Челие, 1976 год

Перевод с сербского
Екатерины Василевич


Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.