Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
 
МОНАРХИЯ

 

Завет Царя Миротворца

Речь протоиерея П.А. Смирнова, произнесенная 28 февраля / 12 марта 1897 года в торжественном собрании Общества ревнителей русского исторического просвещения

   Окончание. Начало в № 5 (95)

 

Император Александр III
Художник Илья Репин

 
26-е Февраля 1897 года

Была пора... давно ли?.. В этот день,
В счастливый день – день Царского рожденья –
Стекалась Русь под храмов Божиих сень,
Чтоб возносить горячие моленья
О здравии того, кто власть приял
В годину смут – и укрепил державу,
И, злобы тьму рассеяв, даровал
России мир и счастие, и славу.
Его уж нет, великого Царя!
Он в гробе спит – и годы миновали;
День радости стал ныне днем печали...
К чему ж – осиротелая семья –
На торжество сошлись мы, как бывало,
Когда нас солнце наше озаряло,
Когда нас грел, победен и могуч,
Его любви и правды чистый луч?!
Мы собрались средь шума и волненья
Воскресших смут, вражды и темных дел,
Чтоб с высоты небесного селенья
Почивший Царь нас верными узрел.
Мы собрались для пламенной молитвы,
Чтоб светоч, им возженный, не угас,
Чтоб в дольней тьме, среди борьбы, в час битвы,
Благословил и укрепил он нас,
Чтоб не дерзнул завещанной святыни
Коснуться враг, чтоб смолк зловещий шум,
Чтоб дух отца был жив в Державном сыне,
Свершителе его надежд и дум!

Граф А. Голенищев-Кутузов,
1897 год

 

Послушный велениям Вышнего,
Александр III явил образ истинного Царя
и способствовал к умирению гнева Божия,
уже разражавшегося над Россиею

   Вот в это-то страшное для нас время, пред ужасами которого бледнеют все варварские нашествия и французов, и поляков, и монголов, держащий в руке своей власть земли и восставляет потребного на ней (Сир. 10, 4); исполненный в сокровеннейших глубинах души непоколебимою верою, с просвещенным ею ясным взором на судьбы народов, в зависимости от их нравственного положения пред испытующим взором Вседержителя, с надеждою на милость и помощь Божию, свободною от всех колебаний лицемерия и двоедушия, с этим несокрушимым словом «аминь» в святилище своего сердца, чистом, по слову брата, как кристалл, возлюбленный Богом и людьми, кто только мог его узнать, незабвенный Монарх наш твердою рукою берет бразды правления многомиллионным народом и отстраняет все поползновения вольномыслящих умов к ограничению его самодержавной власти и затем неотступно направляет все меры к просвещению народа в вере и благочестии, всеми мерами содействует благотворному влиянию на народ Церкви Божией, представляет нам в себе и семействе своем высокий пример христианских добродетелей и, при помощи Божией, стоявшую на краю гибели Россию возводит на такую высоту силы и значения, на которой она, несмотря на предшествовавшие славные победы, до сих пор еще не стояла.
   Какими путями совершилась эта дивная перемена, одержана столь блестящая победа без пролития капли крови? Еще важнее для нас вопрос: какими средствами можно было бы удержать, закрепить за собою такой величайшей важности приобретение?
   Во втором послании апостола Павла к Солунянам содержатся глубоко поучительные слова, которые могут послужить к уяснению этих вопросов. Надобно заметить, что Солуняне колебались разного рода недоумениями и страхами по поводу постигавших их бедствий и ждали кончины мира, значит, – были в положении, подобном тому, в каком были мы при смуте умов в 60-е и 70-е годы. Апостол пишет к ним: Не спешите колебаться умом <…>, ибо день тот не приидет, доколе не приидет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели <…>. Не помните ли, что Я, еще находясь у вас, говорил вам это. И ныне вы знаете, что не допускает (по славянскому тексту: удерживающее весте) открыться ему в свое время. Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь (по славянскому тексту: держай ныне) (2 Сол. 2, 2–7).
   При истолковании сих слов Отцы и Учители Церкви, прежде всего, различают два понятия: держай и удерживающее разлив беззаконий и гибель мира. Держай – это Бог Вседержитель. Искупление еще не совершило всего своего дела. Силе Духа Святаго надо всюду проникнуть и оживотворить все, что способно к жизни. Эти советы и намерения Бога Вседержителя имеют одинаковую силу для всех народов, которые еще не утратили способности к жизни. Один народ сокрушится и падет, другой устоит и еще более, видя пред собою пример гибели, укрепится, а дело проповеди идет и распространяется. Святитель Никанор вот этого именно и боялся. Боялся не за Церковь – она несокрушима, а за свою родную страну, за свой народ, как бы не взят был от нас светильник, и не лишиться нам окончательно Божиего благоволения. Удерживающее – это орудие высшей силы. Какое же, где оно? Некоторые из толкователей, применительно к пророчеству Даниила о четырех царствах, видели это удерживающее в Римской Империи, с разрушением которой соединяли конец мира.
   Но большинство толкователей склоняется к мысли вообще о власти Самодержавной Православного Государя, так как Апостол пишет не для одних Солунян, а для христиан всех времен. «Единодержавие, исполненное духа веры и благочестия, – пишет святитель Никанор, – есть то охранительное орудие Промысла, которое препятствует до уреченного времени окончательному воцарению в мире духа антихриста» (Поучения. Т. 1. С. 452).
   «И это таким образом, – пишет в объяснение слов Апостольских преосвященный Феофан, – Царская власть, имея в своих руках способы удерживать движения народные и держась сама христианских начал, не попустит народу уклониться от них, будет его сдерживать <…>. Когда же Царская власть падет, и народы всюду заведут самоуправства (республики, демократии), тогда антихристу действовать просторно. Некому будет сказать: veto – властное. Смиренное же заявление веры и слушать не станут» (Толкование. М., 1883. С. 463).
   Таким охранителем мира и порядка, когда многие в страшных беззакониях и бедствиях нашего смутного времени видели знамения последних времен, явил себя наш незабвенный Монарх. Послушный велениям Вышнего, Царя царствующих и Господа господствующих, он явил в себе образ истинного Царя Самодержавного, образ, в этом неразрывном союзе власти земной и небесной, пленивший народы запада, у которых или искажена конституциями, или совсем отсутствует идея истинного Монарха. Он воистину Миротворец. Прежде чем примирить народы, он мудрыми мерами правления, кроткою настойчивостью в проведении их, чистою нравственною жизнью способствовал к умирению гнева Божия, уже разражавшегося над Россиею. Он сказал этому богопротивному духу лжемыслия свое мощное veto, и сила Господня, осенив и укрепив чадо веры и послушания, начала чрез него и совершила чудо обновления народного – показала, что может она сделать при условиях веры и послушания. Над ним исполнились слова Господни: Ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся – и честь, и любовь, и величие, и слава – приложатся вам (Мф. 6, 33).

Господь ждет покаяния
и исправления

   Милостию Божиею, мы избавлены от гибели, которая казалась неизбежною, и Господь ждет нашего покаяния и исправления. Таково, опять скажу – милостию Божиею, положение наше даже до днесь.
   Господь ждет исправления, но как много еще у нас соблазнов и искушений! Как слаба еще у многих вера! Как нужно всем нам истинное просвещение верою! То родное Православие, которое укрепило и возвысило Русь, так многими понимается еще слишком внешне, как будто все дело благочестия состоит только в одних обрядах. Восставленная к жизни и развитию, церковноприходская школа еще столько имеет врагов и врагов ожесточенных. Еще так высоко поднимают свои головы и пашковщина, и толстовщина. Протестантство и неметчина завоевывают себе и силу влияния, и места поселения в наших родных житницах, там, откуда пошла земля Русская, какими она питалась и питала другие народы.
   Что же: устоим ли мы на том пути, на который поворотил нас Царь Миротворец?..
   Заповеждь, Боже, силою Твоею: сохраниться и укрепиться ему навсегда. Укрепи Боже сие, еже соделал еси в нас (Пс. 67, 29). Невозможное от человек возможно у Тебе, Творца и Бога! (Лк. 18, 27).
   После Господа Бога, надежда наша – на нашего возлюбленного Монарха, кому теперь дана сила удерживать беззакония и кто твердо хранит заветы своего родителя, ему в особенности поведанные!
   И за сим долг каждого из нас, в своей личной жизни, в своем ближайшем кругу и в сфере возможного влияния, всячески охранять тот путь, какой указан нам Провидением чрез Царя Миротворца, охранять святыню Православной веры и добрые предания отеческой старины и всячески противодействовать чуждым и гибельным для нас сторонним влияниям. Мы довольно уже наказаны, чтобы возвращаться на недавний ложный и погибельный путь... Не напрасно Апостол сказал так обще: удерживающею… Власть и правительство прежде всего, а за сим и все мы в ответе за мир, тишину, порядок, благоденствие дорогой нам страны родной... Вот к чему обязывают нас и слово святого Апостола и драгоценная память Царя Миротворца!



Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.