Дух христианина

 

Взгляд на события История Рубрики

 

На главную

почта

Газета выходит два раза в месяц

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС

Вопросы и краткие ответы о вере

и о прочем, необходимом для знания христианина

Творение свт. Димитрия Ростовского

 

Продолжение. Начало в № 15 (105)
   

В. Что значит Иисус?
О. Спаситель.
В. Какое слово Иисус?
О. Еврейское.
В. Что значит Христос?
О. Помазанник.
В. Какое слово Христос?
О. Греческое.
В. По-еврейски как называется Христос, или Помазанник?
О. Мессия.
В. Чье имя Иисус Христос, или Мессия?
О. Имя Сына Божия, а не всей Святой Троицы.
В. На венце Христовом какое имя пишется?
О. Греческое слово, по-нашему значит: Сый – Сущий.
В. Для чего такое имя пишется на венце Христовом?
О. Для того, чтобы не подумал кто-либо, что Христос в ту пору начал Свое существование, когда родился от Пресвятой Богородицы; но знали бы все, что прежде рождения от Богородицы по Божеству Он рожден прежде веков, без начала, от Отца и, восприняв Своею Божиею Ипостасиею Человечество от Девы Богородицы и родившись в свое время, есть Сый и прежде Сый, а не в ту пору получивший начало; но только явившийся в ту пору и начавший бытие как Человек, а не как Бог.
В. Какое имя пишется на иконе Богородицы?
О. Пишется греческое слово, что по-нашему значит Матерь Божия.
В. Что значит имя Nika на просфоре?
О. Имя сие также греческое и по-нашему значит Победитель.
В. Для чего на иконе Пресвятой Богородицы пишутся три звезды – на челе и на обоих плечах?
О. Для показания того, что Пресвятая Богородица и перед Рождеством, и в Рождестве, и по Рождестве Христовом есть Дева.
В. Имеется ли на земле Тело Христово?
О. Сказано уже, что Христос силою Божества Своего вознесся на Небо с душою и телом, таинственным же образом <Тело Его> имеется на земле под видом хлеба и вина в святой Евхаристии.
В. Почему Христос называется Священником по чину Мелхиседекову (см.: Пс. 109, 4), и как Мелхиседек изобразил собою Его Священство?
О. Как о Мелхиседеке не имеем в Писании известия ни о роде его, ни о скончании; так и Сын Божий есть безначальный и безконечный: род же Его кто исповесть (Ис. 5, 8)? И как Мелхиседек приносил в жертву Богу хлеб и вино, так и Христос приносит Себя в жертву Богу, под видом хлеба и вина, в Тайне святой Евхаристии.
В. На чем утверждается вера?
О. На откровениях Божиих, – что Бог открыл чрез Пророков и Апостолов, ибо видимое не есть предмет веры, как написано: блажени не видевшии и веровавшии (Ин. 20, 29),
В. Что такое Писание и что Предание?
О. Писание – это Ветхий и Новый Заветы; а Предание мы приняли от устной проповеди Св. Апостолов, чрез писания и узаконения Св. Отцов.
В. Кто проповедал Ветхий Завет и Закон?
О. По повелению Божию, Моисей, который был первым Пророком.
В. Сколько книг Моисеевых?
О. Пять книг, т.е.: Бытие, Исход, Левит, Чисел и Второзаконие.
В. Какие книги в Новом Завете?
О. Евангелие, Апостол, Апокалипсис.
В. Кто написал Евангелие?
О. Четыре евангелиста: Матфей, Марк, Лука, Иоанн.
В. Кто написал Апостол?
О. <Апостолы> Лука, Петр, Иаков, Иуда, Павел, Иоанн.
В. Кто написал Апокалипсис?
О. <Апостол и евангелист> Иоанн.
В. Из кого состоит Церковь?
О. Из различных народов.
В. Сколько имен ты носишь на себе?
О. Три: по естеству – человек, по крещению – имярек, по вере – христианин, а не «перстовер» или «брадовер», или «старовер».
В. Почему православному христианину не следует называться показанными именами и почему от самого начала христианства христиане не назывались такими именами, т.е. «перстоверами», «брадоверами» и «староверами»?
О. Потому что называться «перстовером» – значит веровать в два перста, или Христовы, или еще какие-нибудь иные. Если же веровать в два перста Христовы, то значит признавать Христа или с двумя только перстами, а не с пятью; или же два перста во Христе признавать святейшими против прочих Его перстов и против целого человечества Его. Такая вера во Христа, очевидно, будет злохульна – почитающая во Христе только два перста, а не целого Христа, и не признающая, что во Христе все персты – вообще и в частности – равно святы. А если, кроме Христовых, веровать в какие-нибудь другие персты; то значит совсем отвергать Христа и вместо Христа почитать два перста, по примеру безумных идолослужителей, как будто бы идола Велеса или козьи рога, или медвежью лапу.
Быть «брадоверами» и веровать в бороды также значит идолопоклонничать. «Староверами» называют себя как раскольники, так и жиды. Следовательно, «старовер» и «жидовер» – одно и то же. Нам же, православным, должно называться христианами, как показано в Деяниях Апостольских (Деян. 11, 26); потому, что веруем во Христа так точно, как научил нас Христос чрез Апостолов, Евангелистов и Св. Церковь Апостольскую; к тому же, облекшись во Христа в Крещении и тесно соединившись с Ним в Причащении Тела и Крови Его, мы имеем общение (участие) с Ним, как братия и сыны, и получим обещанное наследие Царства Небесного, если только сами произвольным развратом нашим не утратим оного. А когда мы в крестном знамении употребляем три, а не два перста, то делаем это в противность еретического толка монофизитского (армянского), о котором сказано прежде, и по Православной нашей вере в Бога Единого в Троице, объявленного нам чрез Христа – Единого от Пресвятой Троицы. Так же и в благословляющей руке, по вере во Христа, изображаем в перстах имя Иисус Христос, но в персты, как в кисть иконную или краски, изображающие икону, не веруем и признаем, что освящение, жизнь и защита бывает нам не от перстов, а от Святой Троицы, от имени Иисуса Христа и от Его крестного знамения. И хотя не Вся Пресвятая Троица страдала на Кресте, но соделалось сие благоволением Всей Троицы, потому и сила Кресту дана от Всей Троицы, ради распявшегося на нем Единого от Троицы Христа. На этом основании, в крестном знамении призывается как имя Иисуса Христа, так и имя Пресвятой Троицы. Следовательно, и три перста слагать для крестного знамения не противно православному учению Веры; а два перста – дело еретическое, согласное с толком монофизитским – армянским.
В. Сколько общих свойств Божиих существенных?
О. Невозможно исчислить.
В. Хотя часть их показана ли где?
О. В Символе Афанасия, Патриарха Александрийского, общие свойства показаны сии: несоздан, непостижим, вечен, Вседержитель, Бог, Господь. О таковых же свойствах пространно говорится в книге Православного Исповедания (часть 1, отв. на 13 вопрос).
В. Какая разница между именами Бог и Господь?
О. Различные имена Бог и Господь указывают и на разность между ними, т.е. они представляют различные свойства Божии. Имя Бог представляет всемогущего Создателя, создавшего из ничего все, без труда и принуждения, по одной благости Своей. Имя Господь представляет Владыку, владеющего всем созданием, Своею волею все держащего и всем управляющего. Если же не восхощет всего держать, то все опять может привесть в небытие, по словам Царя-Пророка: та погибнут, Ты же пребываеши (Пс. 101); т.е. Небо и земля со всеми вещами, созданными Тобою, Господи, погибнут, если Ты восхощешь их погубить и привести в первобытное небытие. Ты же, как при них пребываешь, так и без них без Своего умаления и без перемены пребудешь.
В. Какие в Боге личные свойства?
О. Отец не рожден, Сын предвечно рожден, Дух Святый предвечно исходит от Отца.
В. Все ли тут личные свойства?
О. Есть еще личное свойство Сына – воплощение.
В. В чем состоит Закон Божий?
О. Закон Божий состоит в двух добродетелях, лучше же сказать – в двух заповедях, которые составляют основание десяти заповедей.
В. Какие эти две заповеди?
О. Возлюбиши Господа Бога Твоего от всего сердца твоего и ближнего твоего якоже сам себе (см.: Лк. 10, 27).
В. Как мы должны любить Бога?
О. Так как Бог создал нас из ничего, а ради нас сотворил Небо и землю со всею лепотою их, потом погибших нас искупил кровию Сына Своего, то мы должны так любить и почитать Бога, как дети любят и почитают отцов своих, чтобы никакая любовь мирская не могла превзойти любовь, яже к Богу.
В. Как мы должны любить ближних?
О. Так как никто себе врагом не бывает, – никто свою плоть не ненавидит, но питает и греет ее; то и ближним мы должны желать добра, как себе, – любить их, как любим самих себя.
В. Какие суть десять заповедей, исчисли мне подробно: как знать оные, и что по ним соблюдать и творить?
О. 1. Не признавать других богов, кроме Единого Бога, сотворившего Небо и землю и все, что в них, и никому <кроме Него> Божеской чести не воздавать.
2. Не делать никаких кумиров, или безчестных образов, по подобию идолопоклонников, и не кланяться им, кроме одних честных и святых образов, во славу Божию, Пречистой Его Матери и Святых угодников.
3. Не поминать имени Божия, Пречистой Его Матери и Святых угодников ни в каких кощунствах и смехотворениях и не божиться, и не клясться именем Божиим напрасно и в неправде.
4. Воскресные и праздничные дни чествовать хождением в св. церковь на молитву, особенно же на Литургию, творением милостыни, чтением книг Божественного Писания и прочим благотворением; преимущественно же таковые великие дни почитать трезвостию и не сквернить их мерзким пьянством, от которого много зла происходит.
5. Почитать отца, мать и всякое начальство; иже бо человека, егоже видишь, не любишь и не почитаешь; как можешь любить и почитать Бога, Егоже не видишь (см.: 1 Ин. 4, 20).
6. Не убивать человека, напрасно без правосудия, не только до смерти и до крови, но и до легкого ударения; также не убивать ложным оклеветанием доброго имени, славы и чести ближнего; не убивать и души его – недобрым советом на худое или похвалами дурного, или принуждением ко злому.
7. Хранить себя от блуда и прелюбодеяния и всякой телесной греховной нечистоты.
8. Не красть – ни тайно, ни явно, ни насилием, ни подлогом, ни неправедным отнятием; ибо все то вменяется в кражу, что каким-нибудь образом, у кого-либо отнято будет несправедливо.
9. Не произносить на ближнего в каком-нибудь деле ложного свидетельства.
10. Не дерзать не только отнимать у кого-либо что-нибудь; но и не желать чего-либо из того, что принадлежит ближнему твоему.
В. Сколько исповедуем Таинств, установленных Господом Иисусом Христом для нашего спасения?
О. Семь: а) Крещение, б) Миропомазание, в) Евхаристия, г) Священство, д) Покаяние, е) Брак и ж) Елеосвящение.
В. Кем сии Тайны установлены?
О. Христом Господом, посредством излияния Его предражайшей Крови.
В. Что есть Тайна?
О. Тайна есть такое служение, в котором, под известным видимым знаком, вносится в душу верную невидимая благодать Божия.
В. Для чего Христос установил Тайны?
О. Чтобы: 1) дать знамение истинным сынам Божиим, т.е. сынам Православной Церкви; 2) дать твердое (неблазненное) знамение нашей веры в Бога; 3) дать врачевство для нашего спасения.
В. Что необходимо во всякой Тайне?
О. Три вещи: 1) чтобы был законный, т.е. правильно рукоположенный служитель Тайны; 2) чтобы была вещь, или материя, приличная каждой Тайне, 3) чтобы была форма, или образ, коим всякая Тайна действуется и совершается, т.е. призывание Святаго Духа, и известные слова, коими иерей совершает Тайну силою Святаго Духа, с высказанною (изреченною) мыслию, чтобы освятить Тайну.

Окончание следует

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16
Взгляд на события История Рубрики

На следующую страницу

почта
© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.