Дух христианина

 

Взгляд на события История Рубрики

 

На главную

почта

Газета выходит два раза в месяц

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС

Вопросы и краткие ответы о вере

и о прочем, необходимом для знания христианина

Творение свт. Димитрия Ростовского

 

Продолжение. Начало в № 15 (105) 

А.
Тайна Святого Крещения

В. Что есть Крещение?
О. Крещение есть омытие греха первородного, а у возрастных и произвольного.
В. Что нам дает (приносит) Крещение?
О. Отверзает двери Царствия Небесного.
В. Какая материя (вещество) сей Тайны?
О. Простая, чистая и ни с чем не смешанная вода.
В. Какая форма сей Тайны?
О. Следующие слова: «Крещается раб Божий (имярек) или раба Божия, во Имя Отца, аминь; и Сына, аминь; и Святаго Духа, аминь». Аминь же говорит восприемник.
В. Что нужно соблюдать в сей Тайне?
О. Чтобы восприемник, равно как и священник, были православной кафолической веры.
В. Может ли простой человек окрестить младенца?
О. Может только в превеликой, крайней и смертной нужде, употребляя одну воду, с произнесением слов: «Крещается раб Божий» и проч.
В. В таком случае <если крестил мирянин> нужно ли священнику опять крестить или совершать крестильные молитвы и обряды?
О. Крестить вторично никак не нужно; необходимо только помазать миром, с совершением чрез священника положенного для сего чинопоследования.
В. Может ли сия Тайна повторяться?
О. Никак не может; потому что сей характер – печать, знак, сила Крещения остаются в душе неизгладимыми.
В. Что есть грех прародительский?
О. Преступление Адамом и Евою заповеди Божией в раю.
В. Почему мы в грехах рождаемся?
О. Потому что когда Адам согрешил, тогда и мы с ним, как родившиеся от него, стали грешными.
В. Какую получаем в Крещении благодать Божию?
О. Очищение прародительского преступления и очищение прочих грехов, соделанных до Крещения; по Крещении же человек делается и бывает сыном Божиим и наследником благодати Духа Святаго.
В. Можно ли в одной купели окрестить не одного младенца?
О. Можно, как это указывается в житиях Святых, особенно же в житии св. мученика Севастиана (Четьи-Минеи, 18 декабря).
В. Что еще нужно наблюдать после Тайны Крещения?
О. Так как после Крещения становимся сынами Божиими, отрицаемся всех дел диавольских и обещаемся служить Христу; то мы должны свято хранить до последнего издыхания все то, что обещали при Крещении.
В. Коликократное есть Крещение?
О. Троекратное: 1) водяное, 2) желанное и 3) кровавое. Водяным крещаемся по узаконению Христову; желанным и кровавым крестились святые мученики, которые, вместо настоящего Крещения, получили Царство Небесное за исповедание Иисуса Христа, истинного Бога, и за свое страдание; исповедание же и страдание, соединенное с желанием Крещения, многим вменено вместо водного Крещения, в необходимой нужде смерти от мучителей.

Б.
Тайна Святого Миропомазания

В. Что есть Миропомазание?
О. Миропомазание есть Тайна изливаемой благодати Духа Святаго на новокрещенного.
В. Какая материя (вещество) сей Тайны?
О. Миро, освященное православным архиереем.
В. Какая форма?
О. Слова: «Печать дара Духа Святаго, аминь».
В. Что нужно соблюдать в сей Тайне?
О. Чтобы миро не было повреждено в своем благоухании – не потеряло благоухания; мира сего не может освятить простой священник, кроме архиерея; но всякий священник должен иметь освященное архиереем миро.
В. Из чего делается святое миро?
О. Из деревянного масла и прочих благоуханных веществ – мастей.
В. Какую в Миропомазании получаем благодать Божию?
О. Запечатлеваемся даром Святаго Духа, чтобы быть нам твердыми и постоянными в вере и во всех христианских добродетелях.
В. Что делать с православными христианами, которые, отступив от своей веры и пожив в вере неправославной, например, магометанской или жидовской, или языческой, опять пожелают обратиться к Православию? Нужно ли их опять крестить или не нужно?
О. Крестить не нужно, а только миром помазать, причем присоединяемый должен высказать отрицание своего заблуждения.
В. Дается ли сия Тайна вторично?
О. Дается только Царям при вступлении их на Царство.

В.
Тайна Святейшей Евхаристии

В. Что есть Евхаристия?
О. Евхаристия есть Тайна Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.
В. Какое вещество сей Тайны?
О. Хлеб пшеничный – квасной и вино – натуральное виноградное, простое, а не приправленное.
В. Какого цвета должно быть вино?
О. Православная Российская Церковь обычно совершает сие Таинство на красном вине.
В. Какая форма сей Тайны?
О. Слова, обращенные к Богу Отцу: «И сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего, а еже в чаши сей – честную Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым». И тогда существо хлеба и вина претворяется в существо Тела и Крови Христа, Бога нашего, действием Святаго Духа и молитвою иерейскою.
В. Что нужно хранить в сей Тайне?
О. Три вещи: 1) чтобы священник был правильно посвященный; 2) чтобы престол или антиминс были освящены архиереем; 3) чтобы священник имел всю несомненную веру, что существо хлеба и вина, действием Св. Духа, претворяется в существо Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.
В. Видим ли мы пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христову?
О. Не видим, но несомненно веруем.
В. Какое действие производит в нас Хлеб, пресуществленный в Тело Христово, и Вино, пресуществленное в Кровь Христову?
О. Чрез причащение Телу и Крови Христовой мы соединяемся с Богом, как огонь с железом, и делаемся единотелесны и единокровны со Христом, по Евангельскому слову Христову: ядый Мою плоть, и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает и Аз в нем (Ин. 6, 56); и по Апостолу: вы есте тело Христово и уди от части (1 Кор. 12, 27).
В. За кого приносится таковый Хлеб и Вино, или вернее, – под видом хлеба Тело Христово, а под видом вина Кровь Христова?
О. Во-первых, за духовное и гражданское начальство, как показано на проскомидии и в ектениях; во-вторых, за всех живых, не только правоверных, но и непросвещенных, да обратятся; в-третьих, за умерших в правоверии и за все нужды церковные, и, наконец, за приносящего Тайны Христовы, т.е. священника.
В. Кому Тайна сия приносит пользу?
О. Православным христианам, достойно принимающим оную, и благоговейно присутствующим при совершении той Тайны, т.е. на святой Литургии; и тем, за которых приносится, – живым и умершим.
В. Можно ли без сей Тайны спастись?
О. Отнюдь невозможно, ибо Спаситель сказал: ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем; и еще: аще не снесте Плоти Сына Человеческаго, и не пиете Крове Его, живота не имате в себе (Ин. 6, 56, 53).
В. Сколько раз православному христианину подобает причащаться в год?
О. Святая Церковь узаконила причащаться во все четыре поста; но неграмотным – поселянам и мирянам, труждающимся своими руками, повелела, под опасением смертного греха за непослушание и не причащение, причащаться непременно однажды в год, около Святой Пасхи, т.е. в Великий Пост.

Г.
Тайна Священства

В. Что есть Священство?
О. Священство есть Тайна, в которой через святительское рукоположение дается от Бога власть рукополагаемому (в подл. – священнику. – Примеч. ред.) совершать священнослужение и действовать Тайнами, установленными в Церкви Божией.
В. Какая материя сей Тайны?
О. Человек, правильно производящийся на известную степень священства (в подл. – во священники. – Примеч. ред.).
В. Какая форма?
О. Архиерейское рукоположение и молитва, произносимая архиереем: «Божественная благодать» и проч.
В. Сколько степеней рукоположения?
О. Три: диакон, священник и епископ.
В. Каков должен быть священник?
О. 1) Должен иметь правильные лета; 2) не должен быть двоеженцем или женившимся на вдове; 3) должен иметь здоровый (довольный) разум, ведение и мудрость к строению Божественных Тайн и научению людей; 4) должен быть образцом добрых и Богоугодных дел; 5) не должен быть рожден от явного блуда; 6) не должен быть осквернен мерзкими грехами – особенно человекоубийством; 7) должен иметь в целости все члены, которые необходимы для сего дела.
В. Какого пола должен быть священник?
О. Человек доброго состояния и мужеского пола.
В. Какая власть его?
О. Строить (совершать) Тайны Божии.
В. Какие?
О. Имеем их семь, как выше сказано.
В. Чем различается епископ от священника?
О. Епископ сам совершает Тайны и другим преподает власть строить сии Тайны, а простой священник, т.е. иерей, только сам совершает их, по данной от архиерея власти, а иным не дает совершать их; так же и мира и антиминса священник освятить не может, их освящает только архиерей.
В. Чем различается архиепископ от епископа?
О. Одним только высшим начальствованием, как и митрополиты и Патриархи.
В. Когда священник служит, находясь в смертном грехе, бывает ли Тайна Тайною?
О. Бывает, потому что начало свое Тайна имеет от Христа; только священнику, как находящемуся во грехе, не приносит никакой благодати: ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня, – говорит Апостол (1 Кор. 11, 29).

Окончание следует

Рукоположение диакона в пресвитеры

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16
Взгляд на события История Рубрики

На следующую страницу

почта
© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.