Дух христианина

 

Взгляд на события История Рубрики

 

На главную

почта

Газета выходит два раза в месяц

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15
КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО

Правовой комментарий

на недавнее выступление архиепископа Илариона (Алфеева)

 
   Недавнее выступление архиепископа Волоколамского Илариона (Алфеева) в телепередаче «Церковь и мир» от 18 октября 2009 года уже вызвало широкомасштабное недовольство в среде духовенства и православных мирян. И для этого имеются вполне объективные основания, так как многие рекомендации Его Высокопреосвященства самым непосредственным образом затрагивают православную экклезиологию, учение Церкви о Таинствах и каноническое право Православной Церкви. И прозвучали эти рекомендации на всю страну, т.е. внесли соблазн в сердца и умы жителей России.
   Прежде всего, мы должны знать, что позиция епископа, пусть даже члена Священного Синода, всякое его мнение, которое противоречит святоотеческому учению, составляющему учение Церкви, должно быть расценено исключительно как частное мнение, которое нас, православных христиан, ни к чему, кроме протеста, не обязывает.
 

 1. По поводу причащения православным духовенством
римо-католиков

   С точки зрения экклезиологии Православной Церкви римо-католическая церковь является не только схизматической, но и еретической. Т.е. римо-католическая церковь, как отпавшая от Вселенской Церкви из-за догматических нововведений в 1054 году, не имеет и не может иметь общения в Таинствах с Православной Церковью. Таинства римо-католиков являются недействительными (вопреки решению Смешанной Богословской Комиссии по диалогу Православной и римо-католической церквей, принятому на сессии в Баламанде в 1993 г.)1. Принятие же в Православную Церковь римо-католиков в сущем сане и через покаяние является лишь церковной икономией, которая не предполагает признания действительности совершаемых у латинян «таинств»2, а является мерой снисхождения для более скорого воссоединения еретика с Церковью3. Данная практика введена достаточно поздно, в России – в синодальную эпоху под сильным давлением государственных чиновников. Но даже и тогда духовенство Российской Церкви не дерзало поднимать вопрос о причащении римо-католиков, прекрасно осознавая невозможность и недопустимость такого шага.
   Впервые эта строгая позиция, опиравшаяся на опыт Церкви, ее учение и каноническое право, была нарушена исключительно по личной инициативе митрополита Никодима (Ротова). <...> Однако вхождение в евхаристическое общение с клириками римо-католического исповедания было откровенным преступлением против Вселенского Православия, против экклезиологического сознания Православной Церкви, ее веры и канонического устройства.
   С точки зрения Православной экклезиологии, которая с достаточной ясностью и определенностью изложена в священных канонах, всякая церковь, впадающая в ересь, перестает быть Церковью в собственном смысле слова. Поэтому с такими деноминациями прекращалось евхаристическое общение, и не могло быть и речи о допущении ко Святому Причащению в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, т.е. Церкви Православной, кого бы то ни было из не принадлежащих к ней.
   Свт. Филарет, митрополит Московский, такое допущение ко причащению римо-католиков называет «узурпаторством – похищением благодатных даров, хранимых в Церкви Православной и раздаваемых ею верным чадам ея»4. Циркуляры Святейшего Правительствующего Синода всегда указывали на то, что всякий, кто принадлежит к римо-католическому исповеданию прежде допущения до Святого Причащения должен быть присоединен к Православной Церкви в соответствии с правилами и традициями Поместной Церкви. В Российской Православной Церкви римо-католиков обычно присоединяли через особый чин отречения от латинских заблуждений и покаяния, либо же (согласно икономии) через миропомазание. Хотя нужно отметить, что данная мера выходила за рамки признанной Вселенской Церковью необходимости крещения5 т.н. западных христиан (латинян).
   Нужно понять и то, что дозволение православным христианам в смертном случае причащаться у римо-католиков также является преступлением против Церкви Христовой. Ибо при этом православный христианин отторгается от спасительного лона Православной Церкви и умирает еретиком, т.е. лишается спасения.
   Исходя из всего вышеизложенного, мы должны сделать следующий вывод: причащение православными священниками лиц римо-католического исповедания является преступлением против Церкви Христовой, а посему категорически не дозволяется, как, впрочем, и причащение православных христиан у римо-католиков, независимо от обстоятельств жизни. Более того, римо-католическая церковь, согласно святоотеческому Православию, является не Церковью, а еретическим сообществом, поэтому все ее «таинства», а не только «евхаристия», не могут считаться действительными и спасительными.

2. О заключении брака православных христиан
с инославными

   В своем интервью архиепископ Иларион в ответ на вопрос о возможности заключения брака православных с инославными при условии взаимной любви говорит о необходимости дозволения такого брака. Т.е., с точки зрения Его Высокопреосвященства, любой православный пастырь обязан такой брак благословить.
   Чтобы показать ошибочность данной позиции, мы приведем некоторые канонические суждения о браке как Таинстве архимандрита Георгия (Капсаниса), святогорского игумена, известного богослова и авторитетного духовника. <...> Архимандрит Георгий излагает православную, церковную позицию исходя из указаний священных канонов Православной Церкви и святоотеческого учения о браке как Таинстве:
   «Христианский брак выходит за рамки человеческого и гражданского акта, преображаясь в Таинство, в священный союз в Господе и в Церкви, который освящает супругов и ведет человеческую личность к совершенству через любовь, общение супругов между собой и с детьми6. С самого своего основания Церковь стремилась преобразить естественный человеческий брачный союз. Свидетельство тому – слова святого Игнатия Богоносца: „А те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти“7.
Поэтому хотя чадородие и не единственная цель христианского брака, однако представляет собой очень существенный его компонент. Ведь дети – это плод любви супругов и средство для возрастания в любви посредством общения личностей между собой. И это предохраняет брак от вырождения и превращения его в союз двух эгоистов»8.
   Совершенно очевидно, что заключение брака с инославными христианами лишает такой союз его главного свойства – духовного единства во Христе, средства совершенствования во Христе. Брак в таком случае превращается в союз сугубо плотского характера.
   Именно поэтому Церковь Христова воспрещала смешанные браки, видя в них подмену великого Таинства, вернее сказать, его уничтожение.
   Архимандрит Георгий в связи с этим говорит следующее: «Запреты на заключение брака между родственниками9, основанные на Священном Писании и обусловленные, между прочим, нормами гражданского права, не ограничивают право человека на вступление в брак, но направлены на защиту супружеского союза. Запрет, который священные каноны налагают на совершение брака православного христианина с инославными или еретиками10, также нельзя считать ущемлением личной свободы, поскольку брак как Таинство предполагает общую веру. Подобный запрет объясняется тем, что общение с инославным супругом или супругой не может быть совершенным и полным, поскольку между ними отсутствует общение веры и таинств»11.
   Эта позиция о. Георгия имеет полное подтверждение не только в приведенных им канонах Православной Церкви, но и в 72-м каноническом правиле Трулльского Собора, которое как бы резюмирует все прежнее отношение Церкви к браку с иноверцами и еретиками. Такой брак, если он был заключен православным христианином, согласно правилу должен быть расторгнут. И вот почему: «Ибо не подобает смешивати несмешаемое, ниже совокупляти с овцою волка, а с частью Христовою жребий грешников»12.
   Для наглядности мы приведем подробный комментарий-заключение к данному правилу епископа Никодима (Милоша): «На основании этого <72> Трулльского правила и других параллельных правил каноническое учение Православной Церкви о смешанных браках заключается в следующем:
   1. Смешанные браки православных христиан с иноверными особами, в частности же с язычниками, иудеями и еретиками строго воспрещены Церковью.
   2. Смешанный брак допускается лишь в такой форме, когда в браке, заключенном вне Православной Церкви, т.е. в нехристианской или еретической религиозной общине, один из супругов примет Православную веру, притом когда иноверный супруг выразит желание остаться в браке с супругом, принявшим Православие.
   3. Дети, родившиеся от такого смешанного брака, должны быть во всяком случае крещены и воспитаны в Христианской, Православной вере.
   4. Если же иноверный супруг не пожелает остаться в браке с обращенною в Христианство особою, тогда брак разводится и православному супругу дозволяется вступить в новый брак с православной особой.
   5. Допускается православной особе вступить в брак с неправославной особой, если эта неправославная особа обещает принять Православную веру и тотчас это обещание исполнит».
   Это, – подчеркивает епископ Никодим (Милош), – строго каноническое учение Православной Церкви по этому предмету; и как это учение имело силу в течение всех веков Православной Церкви, так оно и должно оставаться в силе и ныне, и всегда»13.
   Поэтому православный епископ и священник, исходя из православного понимания брака как Таинства, исходя из настоятельных рекомендаций священных канонов, должен был бы не способствовать таким смешанным бракам, а всячески отклонять от них православных.
   Да, действительно, в синодальный период истории нашей Церкви имелись соответствующие циркуляры о дозволении совершения венчания православных с римо-католиками и протестантами. Однако необходимо всегда помнить о причине этого дозволения, которое шло вразрез с церковной каноникой. Эти дозволения были явлением явно вынужденного характера, когда Российская Православная Церковь оказалась под сильной опекой государственной власти, в которой значительное число чиновников принадлежало к неправославному вероисповеданию. Т.е. данная мера была вызвана сильным давлением на Святейший Синод, теми непростыми условиями, в которых после XVII столетия оказалась Российская Православная Церковь. Но эта мера крайнего снисхождения Святейшего Синода вовсе не определяла и не определяет учения Православной Церкви о браке православных христиан с иноверцами и еретиками. Для нашей Церкви главным руководством для разрешения исследуемого нами вопроса будет всегда являться 72 правило Трулльского Собора.

   1Историко-канонический и догматический анализ данного документа дан протопресвитером Иоанном Романидисом. Πρωτοπρ. Ιωαννηζ Ρωμανιδη. 'Ορθοδοξος και Βατικανιος συηφονια παρι Ουνιας Balamand. Lebanon. 1993.
   2Для православного канонического права вопрос об отношении к «таинствам» еретиков имеет свое полное разрешение в 1 каноническом правиле свт. Василия Великого, согласно которому невозможно говорить о действительности «таинств» в еретическом сообществе, где пресеклось апостольское преемство. Последнее в святоотеческом понимании заключается не в формальной стороне непрерывности рукоположения, а в передаче истинной веры (См.: свтт. Афанасий Великий и Григорий Богослов).
   3 См.: Π.Ν. Τρεμπελα. Δογματιακη` της 'Ορθοδοξου Καθολικης 'Εκκλησιαζ. 'Αθηναι. 1979, τομ.Γ, σελ. 38–57. Τα μυστιρια των ερετικων. Τα μυστιρια των σχισματικων.
   4 Цит. по: Булгаков С.В. Настольная книга священно-церковно-служителя. Репринт. М., 1993. Т. 2. С. 1014.
   5 Согласно определению Константинопольского Собора 1756 года о крещении западных христиан.
   6 По слову преп. Никодима Святогорца, «Василий Великий, изъясняя слова „точию о Господе“ (в слове „О девстве“), говорит, что они означают то, что главной задачей брака должно быть не удовлетворение супругами страсти наслаждения и плотской похоти, но взаимная духовная поддержка на пути этой жизни. Следующей задачей брака является чадотворение <...>, как и Феодорит говорит, что Бог принявшему жену „повелел умерять свое влечение, чтобы не страсть к наслаждению брала верх, а соображения брачного союза“». Пидалион. С. 591.
   7 ΒΕΠΕΣ. Τομος Β.Σ. 283–284.
   8 Архим. Георгий. Пастырское служение по священным канонам. М.: Святая Гора, 2006. С. 274–275.
   9 См.: Правила 26-е, 54-е VI Вселенского Собора и правила 26-е, 87-е свт. Василия Великого.
   10 См.: Правило 31-е Лаодикийского Собора, правило 21-е (30-е) Карфагенского Собора, правило 14-е IV Вселенского Собора.
   11 Архим. Георгий. Там же.
   12 Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истирийского. Репринт. СТСЛ, 1999. Т. 2. С. 561.
   13 Там же. С. 564.

Cайт «Православный апологет»: http://apologet.spb.ru

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15
Взгляд на события История Рубрики

На следующую страницу

почта
© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.