Дух христианина

 

Взгляд на события История Рубрики

 

На главную

почта

Газета выходит два раза в месяц

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15
СЛОВО ПАСТЫРЯ

О ВЕЛИЧИИ ДЕВСТВА

Слово в день праздника Введения во храм Божией Матери

   Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева Исполнение.

Тропарь праздника

 

 

 

 

 

 

   Святая Дева во чреве зачнет, – сказал Св. Пророк Исаия о чуде, но умолчал об образе исполнения. – И родит Сына, – возвестил рождение от Девы, но не открыл способа. – И нарекут имя Ему Еммануил, – прорек таинство и возгремел именем Еммануила, еже есть сказаемо: с нами Бог (Ис. 7–14; Мф. 1, 23); проповедал Бога рождающимся и заградил уста иудеям... С нами Бог, – и ложь обличена! С нами Бог, – и обрезание упразднено! С нами Бог, – и демоны бегут! С нами Бог, – и диавол посрамлен! С нами Бог, – и купель не перестает возрождать! С нами Бог, – и Цари благочествуют! С нами Бог, – и Церкви учащаются! С нами Бог, – и смерть стала сном! С нами Бог, и мертвые, торжествуя свободу, вопиют: «Ни ходатай, ниже ангел, но Сам Господь пришел и спас нас!» (см.: Ис. 63, 9).
   «С нами Бог, Христос с Небес, – срящите!..» – так с настоящего дня Святая Церковь приготовляет нас к одному из величайших торжеств своих – в честь и славу Рождества по плоти Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа. <…>
   Ныне, возлюбленные, торжество девственников. Вот величайшая жертва, какая только принесена Богу от сотворения мира: Святая Мария, приснодевственная Дщерь, в трехлетнем возрасте приводится во храм Иерусалимский на посвящение Творцу. Не было ничего более ценного, не оказалось никакой более дорогой и для Бога благоприятной жертвы, как девственное посвящение Пресвятой Девы Марии на служение Богу.
   <…> От Девы Духом Святым родился Спаситель мира. Обет девства Пресвятой Девы Марии освятил девство и положил начало монашеской жизни. Что Дева Мария дала обет девства, это видно из слов Ее: како будет сие, идеже мужа не знаю (Лк. 1, 34), т.е. не только не знаю, но и не желаю знать, ибо иначе нечего было бы Ей сомневаться в рождении Сына, когда Она была обручена уже Иосифу. Она есть Приснодева: Дева в рождестве и по рождестве, как была до рождества, и сделалась примером и руководительницею всем, желающим сохранить девство. Святые Отцы к ней относят слова псалмопевца: «Приведутся в веселии и радовании введутся во храм Царев».
   Вокруг Иерусалимского храма, в соответствие пятнадцати степенным псалмам, было пятнадцать ступеней. Входя к служению, священники и левиты пели на каждой ступени по одному псалму. Родители поставили на первую ступень юную Марию. Здесь сняли с Нее старые одежды и, по обычаю, надели на Нее лучшие дорогие одежды. <…>
   Воистину введение во храм и пребывание в нем Пресвятой Девы Марии было только началом, за которым, по пророчеству, долженствовало последовать приведение во след Ее к Царю царствующих, Господу Иисусу Христу, множества ликов девственников. Так и исполнилось, и исполняется доныне во святой Церкви Христовой. Сколькими ликами святых девственников и девственниц украсилась Святая Церковь от дней апостольских доныне! Девство сообщает душе чувства и крепость духа, недоступные и непонятные поработившим себя чувственности. Оно не боится трудностей, скорбей и подвигов духовной жизни. Произвольная нищета, послушание, терпение напастей, скорбей и лишений всякаго рода, продолжительные посты, молитвы, коленопреклонения, всенощные бдения – несравненно легче для сохранивших девство, чем для потерявших его. Так как истинно девственное сердце свободно от самой сильной естественной любви, какова любовь к жене, или к мужу и детям, то оно всецело отдает себя любви к Богу (см.: 1 Кор. 7, 32–39; Мф. 10, 37). А истинно любить Бога должно всем сердцем, всею душею, всем умом и всею силою (см.: Мк. 12, 30).
Любовь к Богу требует, чтобы душа думала только о Боге, услаждалась и жила только одним Богом. Но как можно достигнуть сего, если в сердце находятся другие привязанности, хотя и законные? Девство делает душу и тело храмом Духа Святаго (см.: 1 Кор. 3, 16–17; 6, 19). Бог с девственными душами входит в самое внутреннее, тесное общение и дарует им вкушать утешения, каких не имеет и не может понять никто, кроме них (см.: Откр. 14, 3).
   Преимущественно девственники благословляются от Бога спокойствием души и духовным веселием.
   Для лиц женского пола, по указанию св. Киприана, девство доставляет сохранившим оное величайшее преимущество в том, что девы делаются свободными от приговора Божия жене после падения, т.е. быть в подчинении мужу и рождать в болезнях детей (см.: Быт. 3, 16).
   «Вы не боитесь, – пишет св. Киприан девам, – свойственных женам печалей и воздыханий, не мужи господствуют над вами: Господин и Глава ваш есть Христос, Он – ваш Жених, с Которым вы сочетались однажды и навсегда. Вы уже начали быть тем, чем мы некогда будем. Вы уже имеете в сем веке славу воскресения (см.: Лк. 20, 34–36)».
   Св. Златоуст пишет: «Девство есть дело столь великое и чудное, что превосходит все человеческие добродетели. Как драгоценное миро, заключающееся в сосуде, наполняя воздух благоуханием, исполняет приятности не только находящихся внутри дома, но и близ него стоящих, – так и благоухание девственной души сообщается и другим» (О девстве. Гл. 10, 172, 63).
   Наконец, девственникам на Небе предоставлена, по откровению Иоанна Богослова, особенная награда: они будут воспевать пред Престолом Божиим песнь, какой никто не может научиться, и следовать за Христом, куда бы Он ни пошел (см.: Откр. 14, 3–4). Какое чудное и славное блаженство! Воистину блаженны и преблаженны все те, кто сохранит свою девственную чистоту; как горько сожалеть нужно тех, кто потерял ее!
   Но человецы мира сего, ослепленные житейскими пороками, совершенно не ценят этого неоцененного бриллианта, пренебрегают им и проводят жизнь свою в житейских страстях, безумных и пагубных, а чада Божии ищут и обретают его, очищают слезами покаяния и чрез девственную чистоту соединяются с Богом и в Нем вечно живут.
   Царица Небесная особенно любит и заботится о девственниках, как прежде, так и ныне; так, например, Она возлюбила и заботилась о новом угоднике Божием Преподобном отце нашем Серафиме, Саровском Чудотворце. Она Сама его двенадлцать раз посещала еще здесь, на земле, беседовала с ним, как мать с родным сыном, и засвидетельствовала его девственную чистоту св. Иоанну Богослову, а именно: указывая на Подвижника перстом, сказала: «Этот нашего рода». А в последний раз Она ему явилась и удостоила его названия «Любимиче Мой». С Ней были в тот раз только одни девственники: Иоанн Креститель, Иоанн Богослов и двенадцать дев из числа мучениц и преподобных.
   «Посмотри на сих дев, – рекла Владычица, – иные из них оставили земное царство и богатство, возжелав Царства Вечного и Небесного, зато видишь, какой славы и почести они сподобились. Как было прежде, так и ныне. Только прежние мученицы страдали явно, а нынешние – тайно, сердечными скорбями, а мзда им будет та же».
   О, какие чудные и утешительные для нас, возлюбленные братия и сестры, слова! Будем же мы готовы ко сретению грядущего Господа: «Христос с Небес, – срящите!» Аминь.

Иеромонах
Серафим (Кузнецов)

   Слово, произнесенное 21 ноября 1905 года на Белогорском подворье г. Перми // Слова, беседы и речи. Кунгур, 1907.

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15
Взгляд на события История Рубрики

На следующую страницу

почта
© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.