Дух христианина

 

Взгляд на события История Рубрики

 

На главную

почта

Газета выходит два раза в месяц

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15
«ВОСЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ»

К вопросу о посте

Комментарии к 3 пункту статьи «На пути к Святому и Великому Собору Восточной Православной Церкви»*

   Вопрос поста в современном мире фигурирует в перечне тем для обсуждения на предстоящем «восьмом вселенском» соборе. Это вызывает недоумение, поскольку св. Апостол заповедует всем христианам: не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 1–2).
   Очевидно, что установления Святой Церкви, строго хранившиеся и соблюдавшиеся всеми ее чадами на протяжении веков, не требуют рассмотрения на соборе с тем, чтобы изменить церковные законоположения о посте, сделать их удобными для расслабленного грехом, ленивого к подъятию богоугодного подвига современного человека.

* * *

   Текст: Межправославная комиссия по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви констатировала, что многие верующие не соблюдают всех установлений о посте по условиям современной жизни.
   Комментарий: Данное утверждение верно лишь в отношении так называемых захожан, т.е. людей, не живущих церковной жизнью, не имеющих регулярного участия в Таинствах Церкви, не стремящихся жить духовной жизнью, а лишь время от времени посещающих богослужения. В тех случаях, когда человек осознанно воцерковляется, действительно становится членом Церкви, соблюдение Устава не вызывает у него никаких затруднений. Верующие не с сетованием и скорбью, а с духовной радостью исполняют все церковные постановления.
   Кроме того, совершенно неверно утверждение, что Устав нарушается «по условиям современной жизни». Напротив, наше время, когда прилавки магазинов заполнены широким ассортиментом продуктов и никто, в общем-то, не жалуется на голод, как никогда благоприятствует соблюдению постов. Разве так питались наши предки, жившие, скажем, во время Великой Отечественной войны? Или крестьяне в деревнях – разве у них было такое изобилие продуктов, позволяющее иметь в своем рационе различные постные блюда? Так что современные условия не могут служить оправданием нарушителям Типикона.

   Текст: Это обязывает сделать пост таким, какой может выполняться современным человеком. Изменение действующих правил о посте на менее строгие и более короткие не противоречит принципу поста.
   Комментарий: Несоблюдение постов обязывает верующих к смиренному признанию своей немощи и к покаянию. А изменение действующих правил о посте противоречит прежде бывшим постановлениям церковных Соборов и Священному Преданию Церкви: «Соблюдение постов и постных дней необходимо нужно. Это не человеческая выдумка, а содейством Святаго Духа постановлено и узаконено Церковию и Соборами, а Основание и Глава Церкви – Сам Господь наш Иисус Христос. Он Церковь Свою облек такою властию, что, ежели кто преслушает Церковь, „буди тебе якоже язычник и мытарь“ (Мф. 18, 17), а еще сказал к Апостолам и в них к пастырям: „слушаяй вас, Мене слушает: и отметаяйся вас, Мене отметается: отметаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя“ (Лк. 10, 16). То токмо одно покаяние может примирить нас с преступлением сим (нарушением поста. – Свящ. А.М.), а когда с презрением делается, то уже я и не могу ничего сказать», – пишет преп. Макарий Оптинский.

   Текст: Право изменения распоряжений о посте и их согласования с требованиями современной жизни принадлежит Святому и Великому Собору Православной Кафолической Церкви.
   Комментарий: Напрасно собрание модернистов заявляет о наличии у них права изменять установленное Святыми Отцами и Апостолами. В истории Церкви было немало случаев, когда еретики называли свои нечестивые соборы великими и православными и убеждали христиан покоряться принятым на них беззаконным постановлениям. Однако существует четкий критерий, по которому распознается православность того или иного собора епископов: это верность его определений определениям всех прежде бывших Соборов Церкви.

   Текст: По вопросу о посте Межправославная комиссия предложила следующее: 1) Все ныне действующие распоряжения о посте неуклонно соблюдать монахам и желающим из священного клира и благочестивого народа.
   Комментарий: Здесь высказывается мнение, что к строгому исполнению церковного Устава обязываются только монашествующие, а для мирян и женатых священников это якобы только желательно, но вовсе не обязательно. Такое глубоко ошибочное суждение, ныне, к сожалению, весьма распространенное, встречалось еще в XIX веке. Вот как обличал его свт. Феофан Затворник: «Когда говорится, что „узкая врата и тесный путь ведут в живот“ (Мф. 7, 14), то дается знать, что они узки и тесны не для одних монахов, а для всех вообще, заботящихся о том, чтоб внити в живот, и что, следовательно, широко живущим не будет там места, монахи ли они или миряне. Пишется также, что подвизающийся „от всех воздержится“ (1 Кор. 9, 25), что надо умертвить уды, сущие на земли (ср.: Кол. 3, 5), надо вышних искать, горняя мудрствовать, а не земная (см.: Там же, 1–2), непрестанно молиться (см.: 1 Сол. 5, 17) и сделать, чтоб живот наш сокровен был со Христом в Боге (см.: Кол. 3, 3), – и тем вменяются в обязанность всем без изъятия подвижничество, умерщвление плоти, отрешение от всего земного, непрестанная молитва, исчезновение в Боге. <…> Ведь не закон Божий надо подклонять под наши склонности, именуемые обычно немощами, а нашу выю под иго святого и неизменного закона Божия! Не ведомо разве, что Господь, щедрый и милостивый, как ига не налагает свыше сил, так и поблажки никакой не допускает?
   Так что об этом и говорить?! Разве не принадлежат ли Ваши воздержатели к числу тех, кои обычно говорят: „Разве я духовный, разве я монах?“ или: „Ведь я мирянин“, отговариваясь тем от строгого исполнения Евангельских заповедей? Но понимают ли они, как следует, что говорят? Отговариваясь не только исполнять некоторые правила, но и слушать об них, по своему качеству мирян, не причисляют ли они себя к области мира, противоположного Евангелию? А это страшно. Мир есть область пагубы. О христианах говорит Господь в лице Апостолов: „аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы: но якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир“ (Ин. 15, 19). Так, истинные христиане, хотя и миряне, не принадлежат к этой страшной области христоненавистного и Богом отверженного мира и не считают для себя чуждым ни единого слова, исшедшего из уст Господа Иисуса Христа и святых его Апостолов, не чуждаются никакого учения, содержимого Святою Православною Церковию, не брезгуют им, не уклоняются от него».

   Текст: 2) Остальным христианам, имеющим трудности в соблюдении действующих повелений о посте по причине условий жизни, климата, наличия постной пищи, а также с целью сохранения у народа Божия сознания священного установления поста и воздержания, разрешить употребление некоторых скоромных, в нынешнем понимании, продуктов питания, что должно пониматься как смягчение поста.
   Комментарий: Таким образом, реформаторы предлагают некий компромисс: с одной стороны хотят «сохранить у народа Божия сознание священного установления поста и воздержания», а с другой – так переделать заповеданное Апостолами и Святыми Отцами, чтобы плотоугодники, не желающие ни в чем себя стеснять, спали спокойно, не тревожась обличениями совести.

   Текст: 3) Соблюдать пост по средам и пятницам всего года, но с разрешением растительного масла и рыбы, кроме случаев совпадения этих дней с праздниками Воздвижения Креста, Усекновения главы Иоанна Предтечи, кануном Богоявления, а также кроме сред и пятниц Святой Четыредесятницы.
   4) Оставить в силе распоряжения Устава о пище по средам и пятницам сплошных седмиц. Кроме того, разрешить употребление скоромной пищи во все среды и пятницы периода от Фоминой недели до Вознесения.
   Комментарий: Согласно Типикону, в среды и пятницы от Фоминой недели до Вознесения разрешается только рыба. Реформаторы же хотят вообще упразднить пост на это время. Т.е. вместо одной сплошной седмицы после Пасхи они предлагают «отъедаться» 40 дней – практически столько же, сколько длится Великий Пост.

   Текст: 5) Сохранить продолжительность поста Святой Четыредесятницы в существующем виде, согласно указаниям Устава и распоряжению относительно качества и рода пищи – на первой и Страстной седмицах. В остальные дни поста – от второй седмицы до Недели ваий включительно – разрешить употребление рыбы и растительного масла, кроме сред и пятниц (см. § 3).
   Комментарий: Как известно, в католической «церкви» пост перед «причастием» длится всего один час, а своим «великим» постом католики воздерживаются только от мяса и лишь в первый его день и в «страстную» пятницу. Нечто подобное «православные» модернисты предлагают узаконить на «восьмом вселенском» и для Православной Церкви.
   Примечательно, что практику вкушения рыбы в течение всего Великого Поста, кроме сред, пятниц и первой и Страстной седмиц, в России насаждал митрополит Никодим (Ротов), известный приверженец католичества, скончавшийся в Ватикане на аудиенции у папы римского. С подачи Ротова эта практика распространилась в некоторых наших семинариях и Духовных академиях, где и по сей день «никодимовцы» – ученики Ротова – «благословляют» семинаристам – будущим батюшкам – нарушать Церковный Устав.

   Текст: 6) Относительно Рождественского поста Комиссия предлагает два варианта: а) или сократить его до 20 дней, начиная его на следующий день после дня памяти св. великомученицы Варвары (см. указания в Типиконе), и на всем протяжении разрешить употребление рыбы и растительного масла, кроме пяти последних дней, или б) оставить его 40-дневным и разрешить рыбу и растительное масло во все дни, кроме трех первых и трех последних дней, в которые соблюдать строгий пост.
   7) Петров пост ограничить восемью днями перед праздником в честь апостолов Петра и Павла, когда между Неделей Всех Святых и этим праздником случится промежуток времени более восьми дней. На всем протяжении поста разрешить употребление рыбы и растительного масла.
   8) Успенский пост сохранить в нынешнем виде по продолжительности, однако разрешить употребление рыбы и растительного масла во все дни, кроме сред и пятниц.
   9) Разрешить употребление скоромной пищи в праздники в честь апостолов Петра и Павла и Успения Божией Матери, если они случатся в среду или пятницу.
   Комментарий: Как видим, после осуществления предлагаемых реформ от установленных Церковью святых постов практически ничего не останется. Но что бы там ни предлагали и ни приняли на «восьмом вселенском» соборе отступившие от истины епископы, православные не покорятся их постановлениям. И, как говорит свт. Феофан, «истине Божией от этого, конечно, беды никакой нет. Она останется вовек неизменною; но то горько, что удаляющие себя от нее погибнут. Они походят на тех, кои ударом кулака хотят притупить лезвие острого меча. Будет ли успех? Нет. Меч слова Божия несокрушим. И трудно <…> противу рожна прати».

Иерей Александр Мельников
Источник:
сайт «Восьмой вселенский» (http://sobor8.ru)

   *Журнал Московской Патриархии. М., 1972. См. также: «ДХ» № 20 (110). С. 13.

Пример строгого соблюдения Уставов Церковных

   Юный Савва, впоследствии названный Освященным, трудился однажды в виноградном саду, очищая лозы виноградные, окапывая корни их и поливая водой, которую сам издалека носил с великим трудом.
   Опаляемый жаркими лучами восточного солнца, облитый собственным потом, он, как отрок, почувствовал большой голод и жажду, прислонился под тень ближнего яблоневого дерева и поднял разгоряченное чело свое к небу. На вершине дерева Савва увидел прекрасное спелое яблоко, которое теперь было очень полезно ему для подкрепления сил, для утоления жажды и голода.
   Юный садовник сорвал яблоко и хотел вкусить, но вдруг ему пришло на мысль, что время, определенное Уставом Церковным для употребления плодов, еще не наступило, и что нет на то позволения от начальника.
   «Соблазн! – сказал себе Савва, рассматривая обольстительный плод. – Вот также и райское яблоко было красиво и хорошо, но оно погубило моих праотцев, они вкусили его и преступили через то заповедь Божию. Не то же ли и я хочу теперь сделать, что сделали наши прародители в Раю? Ведь и мне запрещено Святой Церковью вкушать теперь сей плод!.. Нет, во всю жизнь мою до самой смерти не буду есть яблок за то, что это яблоко соблазнило меня и чуть не сделало преступником моего Устава!»
   И, несмотря на томительный голод и жажду, мудрый отрок бросил искусительный плод на землю и повел жизнь самую воздержанную и осторожную, каждую мысль свою, каждое чувство и деяние подвергая строгому разбору и самоосуждению. Конечно, он не хуже многих других знал, что яблоки вкушать не грех; помнил даже апостольское слово, что труждающемуся делателю прежде подобает вкушать от плодов труда своего, но Устав Церкви, который впоследствии сам образовал, он предпочел и голоду с жаждой, и красоте зрелого плода.

«Троицкие листки»

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15
Взгляд на события История Рубрики

На следующую страницу

почта
© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.