Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
ВОПРОСЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

 

Практическая веронаука

Епископ Рашско-Призренский Артемий

    Зачем девушкам и женщинам следует покрывать голову платком в церкви?
    В таком виде поставленный вопрос является неполным и поверхностным. Он выдернут из контекста одного широкого понятия, определяющего поведение и внешний вид христианских жен (а также мужчин), и не только в церкви во время молитвы, но и везде, во всякое время и на всяком месте. Детальное, исчерпывающее рассмотрение этого понятия требует особого внимания и не может поместиться в рамках нашей рубрики. Но, каков вопрос, таким будет и ответ. Постараюсь разъяснить главное.
    С самого начала сошлюсь на слова святого апостола Павла, который, поучая коринфских христианок, писал: Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая, ибо если жена не хочет покрываться, то пусть стрижется, а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается (1 Кор. 11, 5-6), и немного ниже, взывая к совести христиан того времени, добавил: Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? (1 Кор. 11, 13). Из этого мы видим, что, для самого апостола Павла «неприлично», чтобы жена молилась с непокрытой головой. Почему?
    Рассмотрим сие Послание Коринфянам. Уже в третьем стихе 11 -й главы апостол Павел говорит о божественном устроении и порядке в Церкви Христовой, из которого ясно видно, где чье место: всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог (1 Кор. 11, 3). Поэтому, по толкованию святого Никодима Святогорца, когда святой Апостол говорит, что «всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головою, постыжает свою голову», значит, она тем самым нарушает богоустановленный порядок и позорит своего мужа, так как показывает сим, что ее глава, то есть муж, отрекся от своей власти над ней, власти, которая доверена ему Богом. Открывая свою главу на молитве и в церкви, жена показывает, что больше не находится под властью своего мужа, но сама владеет им.
    ...Кроме этого значения, относительно мужа, жена, молящаяся с открытой головой, буквально, постыжает свою голову, показывая таким образом свою неполноценность. То есть она открыто покушается присвоить себе честь, принадлежащую ее мужу. Между тем, Апостол желает всем оставаться на месте, отведенном ему Творцом. Порядок, созданный Божественной Премудростью для лиц и вещей есть самый лучший и самый приличный. Каждый, кто покушается преступить или нарушить этот установленный порядок, пытается создать путаницу и хаос.
    Преподобный Никодим Святогорец утверждает, что святой апостол Павел запрещал женам появляться с открытой головой не только в церкви и на молитве, но везде и всюду, во всякое время и во всяком месте, особенно на собраниях. Ведь быть обритой, действительно, считалось позором. У греков-язычников в то время обривали головы рабыням, а у евреев - женам, склонным к прелюбодеянию. И такой позор сравнивался с пребыванием в церкви с непокрытой головой.
    Слова шестого стиха: «Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается» -нельзя понимать как разрешение или право выбора: платок или стрижка; как многим бы этого ни хотелось, тем более, что в наше время модно стало женам стричь волосы. Наоборот, этими словами апостол Павел хотел убедить современных ему женщин в непристойности такого образа поведения. Здесь чувствуется его негодование: если жены имеют такое безстыдство - являться на собрание с непокрытой головой, то пусть будут последовательны и, как мужчины, стригут себе головы.
    Это не совет и не благословение, а предупреждение, имеющее целью остановить и не допустить «весьма постыдного». Всем этим апостол Павел подтверждает свое отношение к женам, которые созданы для мужей, как к подчиненным, признающим над собой власть сначала мужей, а потом Бога.
    Здесь под словом «жены» имеется в виду весь женский пол, а не только те, которые имеют мужей, то есть все это касается и девиц.
    В конце хотел бы еще добавить по поводу ношения платка в храме и на молитве. Нельзя судить об этом формально и по-фарисейски, но по сути. Это значит, что вся женская одежда в целом должна находиться в согласии с христианским учением о скромности и благочестии, должна располагать к стяжанию внутренних совершенств, что не допускает внешнего украшательства. Ничего не значит платок на голове, если вся остальная одежда неприлична. В таком случае платок даже подчеркивает женское безстыдство и вызывает еще больший соблазн в окружающих людях, от чего апостол Павел предостерегает в своих Посланиях.
    Наше время перегружено многими измышлениями моды, и одежде придается противоположное значение. Вместо того, чтобы покрывать нашу срамоту, современная одежда выпячивает все непотребства. Будто бы мы забыли предупреждение, данное нам еще Ветхим Заветом: На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие (Втор. 22, 5).
    Пусть этот краткий ответ послужит христолюбивым матерям и сестрам призывом к жизни в согласии со всеобщим моральным законом Православной Церкви, который передан нам Самим Господом Иисусом Христом и засвидетельствован святыми апостолами, а также вековым опытом жизни Церкви. Не надо обращать внимание на мнение «других» и волноваться о том, что о нас подумают, если будем жить и одеваться в соответствии с учением Церкви, а не по моде современного мира. Мы не идем тем путем, по которому «все идут», ведь многие идут широкой дорогой в пропасть. Пусть будет для нас главным то, что о нас Бог думает, и как Он наши поступки судит.
    Мир вам и радость от Господа

* * *

    Как православный христианин (монах или мирянин) должен относиться к неправославному человеку (еврею, мусульманину, римо-католику, протестанту и др.)?
    В одном вопросе находится много подвопросов. И все они сводятся к одному, который диктует нам наше время, обремененное теоретическим и практическим экуменизмом, когда многие моральные и духовные установления находятся под сомнением. Когда-то люди замышляли построить Вавилонскую Башню, но по Божией воле настало смешение языков и рассеяние народов. Сегодня опять многие желают возвести Башню объединенного христианства, но не во Христе - Истине, а на компромиссе между ложью и Истиной, светом и тьмой, Христом и велиаром, что приводит в смятение православных верующих и подрывает вечные моральные и духовные установления.
А экуменизм! Что это? Все это происки древнего исконного змия («называемого диаволом и сатаною» (см.: Откр. 12 9), который нашим Прародителям предложил в Раю стать богами, но не с помощью Бога, а вопреки Ему, с помощью диавола. Так и сегодняшние экуменисты желают создать единство христиан, о котором Христос молился в Своей первосвященнической молитве (перед страданиями) - (см.: Ин. 17, 21), но не на Истине и не в Истине, а на компромиссе, на лжи и лицемерии. Не на вере во все то, что Христос открыл людям во спасение и оставил в Церкви Своей, а на искажении всего, что в Церкви.
    Такой проект выдумали протестанты, а все остальные к ним присоединились, к сожалению, и некоторые «православные» (епископы и священники), которые от теоретического экуменизма (разговоров и диалогов с неправославными) в большинстве своем перешли к практическому экуменизму, участвуя в общих молитвах и богослужениях, а где-то и в совместном Причащении. Все это привело к соблазну, смятению и разделению в Единой Церкви Христовой, Церкви Православной.
    И в наше время (как это много раз было в истории Церкви) исполняются слова Христовы о том, что Церковь Его врата ада не одолеют (Мф. 16, 18). И действительно, во всякой Поместной Православной Церкви среди клира и народа есть те, которые не принимают отравы экуменизма, в каких бы обертках она не преподносилась и не предлагалась. Они есть и остаются «Церковью Бога Живаго, столпом и утверждением Истины». Такую Церковь, действительно, никакие врата ада не одолеют, ведь Истинен Тот, Который обещал любящим Его.
    Отвечу на ваш вопрос: «Как православному христианину следует относиться к неправославному человеку?» Как к своему тяжко болящему брату по телу. Все мы от одного Адама, с болью, милостью и любовью. Чем сильнее брат болен, тем больше нуждается в любви.
    Что касается человеческих отношений, земных насущных потребностей, - относитесь ко всем людям одинаково. Всем нужно оказывать свое почтение, всем помогать в разных материальных затруднениях, быть готовыми положить душу свою за ближнего, невзирая на веру и другие различия, если нужно - отдать жизнь. Это наука евангельская, это наука святоотеческая, это наука Церкви Православной (см. Притчу о Милостивом Самарянине. Лк. 10, 25-37). Так и только так поступает истинный слуга Божий, ибо Господь повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5, 45). Все это положено делать, оставаясь в биологическом поле - на уровне жизненных потребностей.
    Между тем, когда вопрос касается Веры Православной и нашего членства в Церкви Христовой, если возникают затруднения в общении с евреями, язычниками или атеистами, мусульманами, римо-католиками, протестантами и т.д., то все меняется коренным образом. Здесь православный не смеет преступить границы веры своей, изменить установлениям Святых Отцов и мешать свою веру с чужой, вступать или соглашаться на компромисс, искать некие точки соприкосновения (минимум) с инославными ради каких-то ложных целей. Это значит, что православный с неправославными не может иметь какого бы то ни было единства в вере, обрядности или молитве. Нельзя иметь совместную молитву. Об этом говорят многие святые каноны Православной Церкви.
    Но можно и нужно о таких людях молиться. Чтобы Господь просветил, умудрил и наставил их ко спасению на путь вступления в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь, вне Которой и без Которой нет спасения. К той молитве православных за неправославных должна призывать истинная к ним любовь. Ведь по словам Святого Отца Иустина Челийского, только та любовь настоящая и истинная, которая обезпечивает ближнему жизнь вечную (спасение). Эту любовь проявляет Православная Святая Церковь, непрестанно молясь в своих святых молитвах «за все и вся». Например, в Акафисте Иисусу Сладчайшему содержится моление о призвании еретиков к познанию Истины, о просвещении язычников, о покаянии грешников...
    Но Церковь не имеет никакой силы или власти кого-то принуждать к единству в вере с ней, чтобы кто-то становился насильно Ее членом. Это противоречит любви.

    Может ли православный входить в неправославное богослужение? Может ли православный присутствовать на неправославном обряде или собрании? Может ли молитвенно участвовать в нем?
    Нет. Ни при каких условиях или обстоятельствах. Даже в случае принуждения. Тем бы он попрал канон Церкви Православной, тогда прекратилось бы членство, такое действие отсекает его от Церкви.
    Пусть ответ на этот жизненно важный вопрос послужит путеводителем «в жизнь вечную», дабы современные православные не заблудились в многочисленных тропах, ведущих в погибель вечную.
    Мир вам и благословение от Господа.

 

Перевод с сербского
Екатерины Василевич

Фото Л. Хрусталевой

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.