Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО

 

Можно ли молиться за неправославных?

 
    Православная наша Церковь, по присущему ей человеколюбию, дозволяет молиться об отпавших от нее, т.е. о еретиках, раскольниках, сектантах и людях других неправославных конфессий.

    Но о чем молиться? - «Молитися, да оставят прелесть и да познают Истину, чтобы они обратились к вере Православной прежде конца своей жизни».
    Так в помяннике (в конце Следованной Псалтири) мы и молимся: «Отступившия от Православный веры, и погибельными ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети, и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти». Из сего видно, что наша Православная Церковь дозволяет молиться за еретиков только за живых, а не за умерших, и притом только об их обращении к вере Православной.
    Что же сказать об отшедших из сей жизни, их душах? И как и о чем молиться за такую душу? - Молиться о ее спасении («Со святыми упокой...») нельзя; потому что при жизни неправовер не отрекся от своих заблуждений и не принес искреннего раскаяния в них пред Господом. Молиться об обращении души к покаянию поздно; потому что душа, по отрешении от тела, каяться не может, так как будущая жизнь - время не покаянию, а воздаянию. Если бы можно было молиться церковно о спасении душ умерших неправославных или хотя бы об облегчении их загробной участи, то непременно при Богослужениях Православной Церкви употреблялись бы особые за них ектении, или прошения. Однако во всех наших церковных службах и подобного ничего нет.
    Скажут: рассуждать так очень строго. - Что делать? Но ведь у Господа нельзя вымолить милости насильно. Ибо Бог наш - Бог ревнитель (Исх. 20, 5); Праведен Господь, и правды возлюби (Пс. 10, 7). Бывали же случаи, когда Сам Он запрещал о людях молиться. Так, пророку Иеремии говорил о народе Своем: Ты же не молися о людях сих, и не проси, еже помилованным быти им, и не моли, ниже преступай ко Мне о них, яко не услышу тя (Иер. 7, 16).
    Впрочем, мы имеем здесь в виду молитву за неправославных только церковно-общественную, которую если в самом деле допустить в Православной Церкви, то для Православия неминуемо последует величайший вред, неисчерпаемое зло. Подумать, например, - многие ли из православных христиан тверды в исповедуемой ими вере? Не у большей ли из них части вера слабенькая, как искорка, готовая ежеминутно погаснуть? И если таковые люди будут слышать в православных храмах поминовение о здравии или о упокоении римских католиков, униатов или протестантов, не придут ли они вскоре к такому заключению: стало быть, как ни веруй - все равно? А чрез это и отпадения от Православной Церкви чаще и чаще должны будут повторяться, если и не формально, то в душе. А тут-то и самое великое горе. Незаметно для самого отпадшего, он бывает православный только по имени, а по сути своей неправовер, или вовсе невер.
    Однако, говоря о строгости нашей Православной Церкви в отношении поминовения неправо верующих, мы не к тому ведем речь, что будто святая наша Церковь заповедует нам, чадам ее, вовсе ни коим образом не молиться о них. Она только запрещает нам самочинную молитву, т. е. молиться - как нам хочется и как вздумается. Мать наша Православная Церковь внушает нам, чтобы все у нас, как и самая молитва, совершалось по чину и благообразно (1 Кор. 14, 40). Мы и молимся, при всех наших церковных Богослужениях о всех разноплеменных народах и о всем мире, чаще всего и сами не зная и не понимая того. Мы молимся именно так, как Господь наш Иисус Христос научил Своих апостолов молиться в преподанной им молитве: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли!» Это всеобъемлющее прошение объемлет собою все нужды и наши, и единокровных нам, хотя и неправоверных братий наших. Так мы просим Всеблагого Господа и о душах умерших неправославных, чтобы Он сотворил с ними то, что благоугодно Его святой воле. Ибо Господь безмерно лучше нас знает кому и какую оказать милость, - кто бы ты ни был, мирянин, монах или иерей Божий, - если во время какого-либо церковного Богослужения придет тебе помысел помолиться о каком-либо близком к тебе неправославном, то при чтении или пении молитвы Господней вздохни о нем ко Господу и скажи: «Да будет о нем святая Твоя воля, Господи!» - и ограничься этой молитвой. Ибо так научен ты молиться Самим Господом. И поверь, что такая твоя молитва будет тысячекратно Господу угодней и для души твоей полезней всех твоих самочинных церковных поминовений. Итак, молиться за неправославно верующих церковно-общественною молитвою, наравне с православными христианами, т. е. поминать имена их в храмах так же, как поминаются имена православных христиан, противоречит учению и постановлениям нашей Единой, Святой, Соборной, Апостольской, Вселенской Церкви. Так мы говорим, так и поступаем. И это вовсе не по ненависти к еретикам, и не потому, что мы не желаем им добра; а потому, что самочинная или самовольная наша за них молитва и Богу будет неугодна, и для душ их безполезна, а молящимся за них обратится в грех.
    Теперь скажем несколько слов о частной молитве. Православным христианам молиться за неправославных - живых и умерших - можно частной домашней молитвою; но при том, еще и еще напомним, не самочинно молиться - не так, как нам вздумается и пожелается, - (дабы вместо благоволения не навлечь на себя гнева Божия), а по наставлению опытных в жизни духовной людей.
    Был случай при жизни Оптинского старца о. Леонида. У одного его ученика скончался родитель несчастной смертию - самоубийством. Глубоко опечален был любящий сын известием о сем, и потому изливал пред старцем свою скорбь. Старец отвечал ему: «Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой, всемогущей. Не испытывай Вышняго чудес. Тщися смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем любви долг и обязанности сыновей». - Ученик спросил: «Но каким образом молиться о таковых?» - Старец сказал: «По духу добродетельных и мудрых так: „Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего; аще возможно есть - помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя!" - Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышняго».
    Вот эта, приведенная здесь, частная, келейная или домашняя молитва, преподанная опытным в жизни духовной старцем Леонидом своему ученику, и может служить для православного христианина примером или образцом молитвы за какого-нибудь близкого к нему неправославного человека. Может он, например, молиться в таком смысле: «Помилуй, Господи, аще возможно есть, душу раба Твоего (имя), отшедшаго в жизнь вечную в отступлении от Святой Твоей Православной Церкви! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя!»
    Нам неизвестно и никому не открыто, насколько может приносить пользы душе умершего неправославного подобная молитва. Но опыт убеждает, что она умеряет жгучую сердечную скорбь молитвенника за душу близкого к нему человека, хотя и не в Православии скончавшегося. Ибо, по слову Псалмопевца, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19). И чем смиреннее и самоосужденнее будет молитва, тем она благонадежнее и благоуспешнее.

Троицкий листок

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.