На западном рубеже славянства
«ЕСЛИ СЕРБИИ СУЖДЕНО БЫТЬ ЗЛАТЫМ КОПИЕМ СЛАВЯНСКОГО МИРА, РЕСПУБЛИКА СЕРБСКАЯ СТАНЕТ ЕГО СТАЛЬНЫМ ОСТРИЕМ, НАПРАВЛЕННЫМ В САМОЕ СЕРДЦЕ ДРЕВНЕГО ХРИСТОНЕНАВИСТНИКА...»
Продолжение. Начало в № 18 (60)
На границе с Республикой Сербской наш автобус тщательно осматривают сербские таможенники. Проверяют паспорта и визы у пассажиров. Еще несколько десятков метров - и мы, преодолев нейтральную зону, въезжаем на территорию первого в новейшей истории Европы православного государства. В салон входит стройная светловолосая девушка в полицейской униформе. Ее открытое славянское лицо доброжелательно и приветливо, в голубых глазах отражается синева родного боснийского неба: «Добро пожаловать в Республику Сербскую! Визы? Зачем? Мы и так видим, что приехали наши братья-славяне».
«СЕРБСТВО ПРЕВЫШЕ ВСЕГО И ПРЕЖДЕ ВСЕГО!»
Без всяких утомительных процедур, отвечающих «общечеловеческим стандартам», которые с каждым годом становятся все безтолковее и изощреннее, особенно на границах тех государств, где - в отличие от Сербии - власть принадлежит кучке инородцев, угнетающих и унижающих коренное славянское население, мы в считанные минуты преодолеваем символический кордон (для нас он - мост, связующий единокровных и единоверных братьев, европейское прошлое и настоящее, но для тех, чьи лица не озарены «гиперборейским светом» (Милош Црнянский) и у кого нет креста на груди, может в мгновение ока превратиться в стальной занавес) и въезжаем на боснийскую землю. По пути гораздо чаще, чем в собственно Сербии, попадаются новые храмы в византийском стиле. Как правило, все они построены совсем недавно: при Караджиче и уже после его официальной отставки. Есть и более старые, в «боснийском» стиле, чем-то напоминающие архитектуру Воеводины. (Потом, в горах, мы увидим и знаменитые бревенчатые церкви, характерные для западных краев. Сербы строили их в глухих, укромных местах в пору жесточайшего османского гнета, сравнимого лишь с иудейским игом при Тито и Моше Пияде. Кряжистые и неприметные, как соседние деревья и скалы, эти церквушки часто были снабжены потайными выходами и бойницами). Дома практически ничем не отличаются от тех, что остались на восточном берегу Дрины: такие же черепичные крыши, добротные стены; крепкие крестьянские хозяйства на балканской земле как бы говорят всем своим видом: смотрите, у нас «коллективизация» сразу захлебнулась, потому что мы недрогнувшей рукой забили осиновый кол в смрадную пасть разным cвердловым и кагановичам, раскатавшим было толстые «африканские» губы на нашу славянскую землю. Свобода, совсем недавно завоеванная здесь немалой кровью, чувствуется, впрочем, еще сильнее. Это - сербская Босния. Тут нет и не может быть места демократическим иллюзиям.
«Српство изнад свега и испред свега!» («Сербство превыше всего и прежде всего!») - красноречиво глаголют настенные надписи. Белокурые дети - таких немало встретишь в Западной Сербии - уверенно смотрят на вас васильковыми, родниковой чистоты глазами. Суровые скалы вдали, напоминающие античные профили их матерей и отцов, надежно прикрывают золотые спелые нивы от гнилого дыханья сефардского Юга и ветров аравийских пустынь, а также от тлетворных отныне бризов Атлантики. Это - Европа.
В маленьком городишке бросается в глаза штаб-квартира Радикальной партии, чей лидер Воислав Шешель, не догадавшийся в свое время укрыться на самой свободной и независимой сербской территории, томится сегодня в том же гаагском застенке, где кагал уже умертвил несчастного Слободана Милошевича, до конца верившего в «общечеловеческие ценности». Что ж, далеко не всем даже на этой героической земле дана сила и мудрость Радована Караджича, открыто бросающего вызов тайне беззакония. Впрочем, сербский народ и общество не обезглавишь. Здесь каждый знает лежащую перед ним цель и свою конкретную задачу. Эмблема радикалов - двуглавый Белый Орел. Не ощипанная псевдодержавная курица, но - мощный, поистине имперский. Два меча у него - на американо-сионистскую ядовитую гидру и на подколодную гадюку экуменизма. «Орлами» окрестили сербы даже устаревшие российские МИГ-и. В роковом 1999 г. один из них, управляемый подполковником Животой Джуричем, уже объятый пламенем, расстреляв весь боекомплект, протаранил американский бомбардировщик, навсегда похоронив мечту гарлемско-брайтонских выродков достичь Белого города...
Надежные и прочные, несмотря на шрамы огненных лет, дороги ведут все дальше на запад. В далеком и полном надежд 1992 году они гудели под стальной танковой лавой. Легендарный генерал Ратко Младич собрал все силы в бронированный кулак, чтобы навсегда сделать Боснийский Брод просто сербским Бродом (так зовется он и сегодня, в пору, когда сам Младич вынужден скрываться от сионистских ищеек, с бешеной одержимостью идущих по его и Караджича следу, несмотря на гибель уже не одной «группы захвата»). В голубых глазах этого мужественного и простого человека, бывшего коммуниста, воцерковившегося уже в зрелые годы под влиянием своего Президента и верховного главнокомандующего, я прочел тогда ту древнюю мудрость и решимость, какую многие его ровесники читали в небесной синевы взоре преподобного Иустина. Благостна и мягка кроткая лазурь славянского неба. Но в грозную пору синь эта приобретает стальной отлив, руническим молниями вспарывая утробу ближневосточному зверю и попа-ляя небесным огнем коварство и злобу века сего.
Наш мирный автобус едет по пути, коим пятнадцать лет назад шли сербские танки с православным крестом на броне взамен счищенной масонской звезды. «Крестоносный серб был везде - и до конца главным поборником войны против полумесяца», - напоминает нам святитель Николай Сербский (Сербский Народ как Раб Божий, гл. 77). Из Белграда мы выехали примерно в 13.00, сейчас на часах 17.45 по местному времени. Брчко... Самое узкое и уязвимое место на территории Республики Сербской. Когда-то хорваты и мусульмане с двух сторон, при поддержке американской авиации, пытались прорвать «коридор» и рассечь надвое православное государство. Не получилось. Не помогли даже предательские удары в спину сербам, нанесенные Ельциным и многочисленной родней Наины Иосифовны. (Помню туманные обещания, которыми отделывались российские политики от посланцев сербской Боснии во время очередной закрытой встречи в стенах Госдумы. Покойный Драгош Калаич сказал тогда, выходя из пропахшего тонкими ароматами Мертвого моря душного кабинета: «Отныне мы можем надеяться только на Христа Бога и на славянскую кровь в наших жилах...»).
ТВЕРДЫНЯ ИМПЕРСКОГО ДУХА
Уже поздно вечером, когда окрестные горы окутала густая тьма, мы приехали в Баня Луку. В столице полуторамиллионной Республики Сербской проживает в настоящее время почти З00 000 жителей (включая население предместий). Это немало по здешним меркам, особенно если учесть, что с беженцами, осевшими тут со времен агрессии 1995 г. (когда пала преданная Ельциным Республика Сербская Крайна), будет еще больше. Как минимум на 50 000, по словам епископа Банялуцкого Ефрема.
|
Баня Лука. Храм Христа Спасителя |
Владыка Ефрем радушно принял нас в своей резиденции, напоминающей настоящий дворец. («А как вы думали? У нас здесь Православие - государственная религия, как в средние века, при Неманичах; это вам не Белград. Но мы и за тучные нивы, и за палаты каменные, и за золото крестов - за все платили и платим нашей кровью, первыми встречая ненавистников имени Христова на западном рубеже славянства».)
Храм Христа Спаса в центре Баня Луки - к нему ведет улица, называемая в народе Господской, - поражает своим великолепием. Каждый камень редкой породы изумителен по красоте и филигранной отделке, не говоря уже о том, что специально доставлен сюда издалека. Колокольня с золотым куполом видна практически из любой точки города, это самое высокое здание в столице. («Чтоб ни один минарет не мог и близко равняться! Мы ведь мечети не рушим, но место свое они знать должны!») Она выше не только московского Храма Христа Спасителя, но и Храма Святого Саввы в Белграде. В Храме Христа Спаса давно уже совершаются богослужения, однако строительство все еще не завершено до конца, поэтому кафедральным собором по-прежнему остается Церковь Пресвятой Троицы, что возле резиденции епископа.
Троицкая церковь была восстановлена в 70-е гг., несмотря на многолетнее противодействие титовского коммунистического режима с лицом Моше Пияде и Цадика Данона (последний, будучи принципиальным марксистом и министром в правительстве, после смерти Иосифа Амброза «вдруг» сделался главным раввином Югославии - И.Ч.), солидарного с вандалами-усташами, память о чьих злодеяниях до сих пор жива в здешнем народе. «Мы никогда не будем жить в одном государстве с хорватами и мусульманами, как бы ни хотели того Америка и Израиль!» - говорят местные жители. Неподалеку отсюда находится Ясеновац, символ чудовищного геноцида, унесшего жизни миллионов православных сербов в годы Второй Мировой войны. В тамошних селах, близ Нижней Градины, почти все пожилые крестьянки постоянно ходят в черном. Поэтому заборы в Баня Луке и расписаны выразительными лозунгами типа: «К ногтю Боснию (т.е. единую Федерацию Боснии и Герцеговины, которая существует как таковая только на политических картах мира, штампуемых, к сожалению, и у нас в стране - И.Ч.)! Да здравствует Сербия (т.е. реальное единство боснийских сербов и сербов из собственно Сербии - И.Ч.)!»
В Храме Пресвятой Троицы мы поклонились честным мощам епископа Банялуцкого Платона. Священномученик Платон пострадал от безбожных усташей в 1941 г. Он не захотел оставить свою паству, хотя католическое духовенство и предлагало ему безпрепятствен-ный выезд из города. Изуверы подвергли Владыку страшным пыткам и издевательствам, а затем умертвили и бросили в реку Врбас. Однако волны сами вынесли тело страдальца на берег. Уже тогда в народе, страдавшем под гнетом хорватских усташей, а позднее местечковых коммунистов, распространилось почитание священномученика.
|
Баня Лука. Церковь Пресвятой Троицы |
Баня Лука - град святого апостола и евангелиста Луки. Слово «баня» имеет в сербском языке значение прежде всего благодатного, «курортного» места. Знаменитая гора Бань Брдо над городом славится своими целебными источниками, их здесь великое множество, больше чем в любом другом краю сербской Боснии. Иногда название Баня Лука связывают с седой стариной, напоминающей о древнем Паннонском море и праокеане Тетис. «Лука» по-сербски «гавань». Здесь был положен предел древнему морю, а позднее о те же твердыни разбивались и волны кочевников, накатывающиеся из Азии. В непримиримом противостоянии сошлись на здешней земле суровые Балканы и «влажная Пан-нония», где была когда-то ставка Аттилы, центр аварского каганата и мадьярского присутствия в Европе. От здешних гор рукой подать до равнин Славонии, граница с Хорватией совсем близко. Мы помним, что в римские времена Баня Луку называли Castra. Она и была римским «лагерем», имперским форпостом. Турецко-австрийская крепость под названием Кастел в центре города (такая же, как Калемегдан в Белграде, как Петроварадинская крепость в Нови Саде) стоит на фундаменте более древних и могучих твердынь. «Замок» тоже своего рода символ этого места, Европы и славянского Запада, западного рубежа Православия...
«Мы очень надеемся, что великий русский народ сумеет построить мощное государство, - сказал нам владыка Ефрем, - и что русских в нем будет гораздо больше, чем сейчас. Так же, как и сербов в Боснии».
Илья Числов,
председатель Общества
Русско-Сербской дружбы
Продолжение следует