Идейный противник европейничанья
(7 / 20 ноября 1885 г. умер идеолог панславизма Николай Яковлевич Данилевский)
|
|
При советской власти и вплоть до недавнего времени имя русского мыслителя Николая Яковлевича Данилевского было предано забвению, а его могила - залита бетоном и превращена в спортивную площадку. Основная причина этого - резкое осуждение Данилевским западничества. |
Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) |
|
В своем знаменитом труде «Россия и Европа», законченном в 1869 г., он писал: «Ложное <...> отношение национального к общечеловеческому <...> породило пагубное заблуждение, известное под именем западничества, которое, не сознавая ни тесного общения между Россиею и Славянством, ни исторического смысла этого последнего, - отмеривает нам и братьям нашим жалкую, ничтожную историческую роль подражателя Европы, - лишает нас надежды на самобытное культурное значение, то есть на великую историческую будущность <...> Западничество, или европейничанье... та болезнь, которою страдает русское общественное тело, - болезнь, под которую подводятся все наши общественные недуги...»
Данилевский, отстаивая духовную самобытность славянского мира, считал, что для самосохранения славянским странам необходим всеславянский союз. И для будущего России он также имеет большое значение, так как ей «предстоит только две возможности - или с прочими славянами образовать особую самостоятельную культурную единицу, или лишиться культурно-исторического значения - быть ничем». Нынешнее положение России подтверждает сказанное еще в прошлом веке: «Независимость без единства ослабит славянство, сделает его игралищем посторонних интересов и интриг, вооружит части его друг против друга; единство без независимости лишит его свободы, широты и разнообразия внутренней жизни».
Книга «Россия и Европа» выдержала до 1917 г. несколько изданий и оценивалась как единственный фундаментальный историко-философский труд, в котором описаны мировая раскладка противоборствующих сил, место России среди них и предложен собственный путь, по которому должна идти наша страна. Ф.М. Достоевский охарактеризовал книгу так: «Да ведь это будущая настольная книга всех русских». Это не единственная работа Данилевского. В 1885 г. и в 1890 г. были изданы два тома его книги «Дарвинизм. Критическое исследование». Оценивая «теорию» Дарвина как надуманную гипотезу, не подтвержденную ни фактами, ни логикой и направленную против религии, он писал: «Я принадлежу к числу самых решительных противников Дарвинова учения».