Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла и епископа Рашко-Призренского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Протестантизм в православном богословии

Недоверие к определениям Вселенских Соборов

Отвергая Священное Предание Церкви, протестантизм породил еще одну ересь, отрицающую догмат о непогрешимости Семи Святых Вселенских Соборов. Протестанты говорят, что святые отцы, принимавшие Соборные определения, не всегда точно видели ситуацию, и якобы зачастую утверждали постановления только для своего времени. Отсюда они делают вывод, что Вселенские Соборы могли ошибаться. «Так, например, 16-е правило Шестого Вселенского Собора исправляет ошибку, допущенную в 15-м правиле Святого Поместного Неокесарийского Собора», - говорят эти «православные» богословы. Но 16-е правило Трулльского Собора, где святые отцы повелевают: «того ради мы, сличив мысль отцов [Неокесарийского Собора] с изречением Апостолов, обрели, что у них [святых отцов] было слово не о мужах, служащих таинствам, но о служении потребностям трапезы...», не исправило, а истолковало 15-е правило Неокесарийского Собора. Об этом ясно говорят и все православные канонисты.

«Поцелуй Иуды». Фрагмент картины Джотто

Определения Вселенских Соборов признаны Церковью непогрешимыми и, следовательно, не подлежат критике. Каждому христианину необходимо заботиться лишь о точном исполнении Соборных правил, а если в чем-то, по немощи человеческой, и случится нарушить их, то сие очищать исправлением и покаянием.
При этом надо помнить, что нет маловажных канонов, ибо ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5, 18). И: верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16, 10).
«Но „протестантствующая школа" [российского богословия] шла еще дальше, открыто отвергая один из Вселенских Соборов - Пятый, - писал владыка Иоанн (Снычев) митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, - видя „случайность" и плод „самолюбия" (святого!) царя Юстиниана в осуждении на нем [Пятом Соборе] Феодора Мопсуетского. Феодор был проклят за то, что исповедовал во Христе человеческую личность, отличающуюся от личности Бога Слова; но и почти все профессора думали так же, и клятва Отцов Собора их не страшила...».
Кто-то из святых сказал, что думающие по-плотски все Божественное понимают не по воле Святого Духа, но по воле плоти. Смиренный человек никогда не дерзнет вершить суд над тем, что повелели соблюдать святые отцы, ибо мы плотские и по-плотски помышляем, а святые, будучи исполнены благодати Святаго Духа, преподали нам повеленное от Бога.

Проповедь канонической и догматической «свободы».

У протестантов практически полностью отсутствует каноническое право и допускается значительное разночтение в толковании заповедей. Мало того, при этом они еще и разделяют их на «важные» и «неважные». Жан Кальвин, французский протестант, в письме от 18 июня 1550 года писал: «Если чистота учения сохранена, то не следует проявлять упрямство в вещах внешних». Под «вещами внешними» протестанты понимали «необязательные» церковные правила и обычаи, которые у них обозначались термином «адиафора». Адиафора (греч. =безразличный, равнодушный) - это те библейские заповеди, которые, по мнению протестантов, не имеют особой важности.
Одним из последователей принципа адиафоры был некий Иоганн Меланхтон, который считал, что в условиях военно-политического поражения лютеране должны пойти на «непринципиальную» уступку и принять адиафору, как обязательную составную часть литургии и церковной жизни. Это делалось им с целью экуменического соединения лютеран с кальвинистами, а впоследствии и с римской церковью.
Протестантский термин адиафора позволял свободно трактовать все канонические и догматические вопросы. Эта «свобода» позволила «православным вольнодумцам» принять учения о теологуменах, изобретенное в конце XIX века профессором Санкт-Петербургской Духовной Академии В.В. Болотовым.
Безусловно, В.В. Болотов был талантливым ритором. «Представляя себе научную эрудицию Болотова, - писал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), - задаешься вопросом: как такое знание Священного Предания Церкви могло в стенах одной Академии совмещаться с лишенным всякой святоотеческой почвы богомыслием протоиерея Янышева и с таким явным противлением святым отцам - древним и современным - в экуменической деятельности? К сожалению, именно Болотов и его менее одаренные коллеги подвели основание под академическое вольнодумство, так что в XX веке традиционно-православные греческие богословы будут говорить о „протестантствующей русской школе", основанной Болотовым. Главным изобретением этой школы стало понятие „теологумен", введенное в болотовских „Тезисах о филиокве" без каких бы то ни было ссылок на Отцов».
Адиафора внедрилась в православное богословие еще и как искаженный смысл икономии. Икономия (греч. = домостроительство), т.е. снисхождение к кающимся ради укрепления их на пути спасения. В искаженном же смысле икономия стала рассматриваться как нижняя граница допустимого, а акривия (греч. = безукоризненность, точность) - как верхняя. Преп. Никодим Святогорец говорит: «Икономию, которую иногда использовали некоторые из святых отцов, нельзя считать ни законом, ни примером», т.е. акривия и икономия не равнозначны. Предпочтение всегда должно отдаваться акривии, а икономия - лишь редкое снисхождение к кающимся. Практика икономии ни в коем случае не может отменять акривию, а потому постановления Второго и Пято-Шестого Вселенских Соборов относительно приема еретиков и раскольников в лоно Церкви не отменяют Апостольских правил, правил Поместных соборов и Святых отцов, выступающих за акривию.
В протестантском богословии в последнее время под икономией принято понимать компромиссы с целью экуменического единства с еретиками. Отсюда среди протестантствующих «православных богословов» бытует мнение о том, что каноны Церкви можно нарушать безнаказанно.

Свящ. Александр Дроздов

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.