Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Хустского и Виноградовского Ипполита и
епископа Анадырского и Чукотского Диомида

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21
 
СЛОВО ПАСТЫРЯ

 

Спасительное значение исполнения законов Православной Церкви

Слово на праздник Сретения Господня

Архиепископ Серафим (Соболев)

    Всякий раз за вечерним богослужением мы слышим богодухновенную предсмертную песнь праведного Симеона Богоприимца: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко... Эта дивная песнь взята нашею Церковью из Евангельского повествования о Сретении Господнем, которое мы, мои возлюбленные о Христе братья и сестры, слышали ныне за Литургией. В особенности замечательны здесь дальнейшие слова: яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей (Лк. 2, 30-31). В этих словах возвещается великая истина о призвании Богом всех людей ко спасению. Нам полезно вспомнить эту истину, ибо нередко некоторые из нас смущаются помыслами: почему так мало спасающихся и так много погибающих для вечной блаженной жизни. А эти помыслы влекут нас к великому греху ропота против Бога, будто Господь может быть виновником нашей погибели. Настоящие евангельские слова изобличают этот грех, ибо Господь всех людей зовет ко Спасению, что явствует и из других слов Божественного Писания.
    Напутствуя учеников после Своего воскресения на евангельскую проповедь, Господь говорил им: итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). Вот почему Апостол Павел в первом послании к Тимофею говорит: Господь всем человеком хощет спастися и в разум истины приити (1 Тим. 2, 4).
    Впрочем, Господь не только желает спасения всем людям и даже тяжким грешникам, но и влечет их ко спасению действиями Своего всеблагого Промысла. Эти действия спасительного о нас Божественного Промышления выражаются прежде всего в том, что Господь часто не карает тяжкие грехи отступления от Него и даже кощунства против Него в ожидании покаяния грешников. Господь, говорит апостол Петр, долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (2 Петр. 3, 9). Этим объясняется, почему иногда так долго живут самые великие грешники.
    Мало того, Господь даже непосредственно вразумляет тяжких грешников, склоняя их к покаянию, или же делает это через истинных рабов Своих. Из Евангелия видно, как Господь отвлекал Иуду от величайшего преступления. Он умыл ноги ему. Он обличал его предательство и на Тайной Вечере даже сказал в присутствии самого Иуды ученикам, лучше было бы этому человеку не родиться (Мф. 26, 24).
    Вразумлял Господь и великого богоотступника Льва Толстого. Последний в своей печатной исповеди говорит о своем дивном сновидении, в котором Господь ясно показал ему, хотя Толстой этого и не понял, что неверие сведет его в преисподнюю и что только устремление к небу и вера в Бога даруют ему спасение. Вразумлял его Господь и через истинных рабов Своих и, в частности, через оптинского старца о. Амвросия и о. Иоанна Кронштадтского. Последний сам просил разрешения у Толстого приехать к нему. Толстой обещал принять о. Иоанна, но так и не принял. Перед смертью Толстого Всеблагий Промысл Божий увлек Его в Оптину Пустынь к ученику о. Амвросия, старцу о. Иосифу. Подойдя к келлии старца, Толстой остановился. Три раза он поднимал руку, чтобы отворить дверь, но так и не решился войти к о. Иосифу. Толстой так сильно отдался уже сатане, что диавольская сила не допустила его к Старцу, и он погиб навеки.
    Можно привести много и других примеров, из коих видно, как Господь дивно вразумляет тяжких грешников и влечет их ко спасению.
    Таким образом, нельзя винить Господа в том, что так много людей погибает для вечного спасения. Господь всех зовет в Свое Царство. Но не все люди слушают этот божественный призыв и подчиняются спасительной Воле Божией. Большинство из нас продолжает слушать только самих себя и следовать указаниям только своей самолюбивой и греховной воли на свою вечную погибель. Поэтому, слыша слова св. Симеона Богоприимца о призвании Богом всех людей ко спасению, не будем, возлюбленные, невнимательными к сему божественному призыву.
    Что же мы должны делать? На этот вопрос отвечает нам то же самое нынешнее литургийное Евангельское чтение, в котором говорится, что Господь с самых младенческих лет Своей земной жизни исполнял закон Моисеев, т.е. закон ветхозаветной Церкви. Он не имел в сем никакой нужды как Божественный Праведник, но поступал так для того, чтобы заставить нас, грешников, исполнять закон Своей новозаветной Церкви для нашего собственного блага. В этом законе, или установлениях нашей Церкви, выражены все заповеди Божии. А какое великое спасительное значение они имеют для нас, об этом так говорит божественный Псалмопевец: во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси. Сего ради возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия. Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим (Пс. 118, 93, 127, 103). Какое значение имеют для нас заповеди Божии, об этом говорит нам и Святое Евангелие. Кто исполняет заповеди, тот, по учению Христа Спасителя, похож на человека, который построил дом свой на камне. Сего дома не уничтожат никакие бури и дожди (см.: Мф. 7, 24-25). Кто исполняет заповеди Христа, тот имеет радость Самого Бога (см.: Ин. 15, 10-11).
    Поэтому будем, возлюбленные, следуя примеру Христа Спасителя, свято блюсти все божественные заповеди, или законы нашей Церкви, чтобы избавиться благодатью Божией от всех козней диавола и еще до смерти увидеть, подобно Симеону Богоприимцу, свое спасение и, подобно ему, умереть, прославляя Бога за все Его дивные дела в нашей жизни, для вечного и радостного единения со Христом в будущем нескончаемом веке. Аминь.

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.