Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Хустского и Виноградовского Ипполита и
епископа Анадырского и Чукотского Диомида

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21
 
ТОТАЛИТАРНЫЕ СЕКТЫ

 

Диспут со «Свидетелями Иеговы»

Протоиерей Олег Стеняев

Продолжение.
Начало в № 19 (61)

    XII. О Божественности Христа

    Сектант: Но как вы объясните то, что Сын меньше Отца? Он Сам говорил о Себе: Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец мой более меня (Ин. 14, 28).
    Православный: Подобный текст надо сопоставлять с другими и путем смысловых совмещений находить золотую середину. Давайте проведем подобное сравнение: Отец Мой более Меня (Ин. 14, 28), и другие тексты: Я и Отец - одно (Там же. 10, 30), и следующий стих: Я не один, но Я и Отец (Там же. 8, 16). Здесь явно говорится о двух природах во Христе - Божественной и Человеческой. То, что Божественная и Человеческая природа Христа (при соблюдении неслиянности) реально существуют, подтверждают и показывают два следующих текста: Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? (Там же. 14, 9); и другой текст: ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2, 9).
    Следовательно, когда Сын Божий страдал, возрастал, алкал и жаждал, то здесь проявлялась Его истинная человеческая природа.
    А когда мы читаем: Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших (Ин. 8, 24, ср.: Втор. 32, 39; Ис. 43, 10), по-гречески «Это Я» звучит как <...> «Я есть», как мы выше говорили, это перевод имени «Эhйе, Яхве», а потому здесь мы видим проявление Его божественной природы. «Я есть» означает Сам Ягве (Иегова). Есть подобное свидетельство о Христе и в Ветхом Завете. Вот, наступают дни, - говорит Господь, - и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: Господь оправдание наше! (Иер. 23, 5-6). Здесь имя Христа предлагается четырехбуквенным именем <...> «Ягве» (Иегова). Вы можете проверить это по любому изданию еврейского текста Библии.
    Сектант: Я хочу сменить тему.
    Православный: Хорошо.

XIII. О праздниках

    Сектант: Насколько я знаю, у православных слишком много так называемых религиозных праздников. Но первые христиане не отмечали дни рождения и Рождество. Из Библии видно, что дни своего рождения отмечали или язычники, или неистинные поклонники Иеговы: На третий день, день рождения фараонова, сделал он пир для всех слуг своих и вспомнил о главном виночерпии и главном хлебодаре среди слуг своих (Быт. 40, 20); Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду (Мф. 14, 6). Как мы видим, день рождения праздновался только нечестивыми людьми. И более того: единственный день, который следует отмечать (а правильнее сказать «вспоминать»), - это день смерти Иисуса: И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается (Лк. 22, 19-20); и еще: Также и чашу после вечери, и сказан: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет (1 Кор. 11, 25-26). Мы совершаем (отмечаем) данное событие - смерть Иисуса; и именно в тот день, когда это событие и произошло, - 14 нисана. Все другие разгульные праздники неуместны: Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти (Рим. 13, 13). Обобщающее отношение к т. н. праздничным дням со стороны Слова Божия известно: Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их (Ис. 1, 14). Иными словами: Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума (Рим. 14, 5).
    Православный: Я понимаю вашу озабоченность по поводу безнравственного поведения во время праздников. Такая проблема действительно существует. Но и о самом Причастии сказано: Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 11, 29). Но подобная опасность не умаляет значимости Таинства Евхаристии, напротив, научает бережному отношению к нему. Как и сказано: Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть (Тит. 1, 15).
    С другой стороны, праздники учреждались самим Богом или его святыми, чему есть много подтверждении из Священного Писания. Праздничный день - есть день особенный и даже освященный. О святости субботнего дня в Писании сказано: Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал (Быт. 2, 1-3). Как мы видим, Бог выделяет определенные дни и Сам освящает их. Причем о чествовании субботнего дня сказано: это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное (Лев. 16, 31). «Вечное» - означает неизменяемое.
    Сектант: Но разве православные выделяют именно субботний день из других дней недели?
    Православный: Вы перепутали православных с католиками. Мы выделяем субботний день из других дней седмицы, но, конечно, отдаем преимущество именно Воскресному дню. Об этом мы можем прочитать в «Пространном Катехизисе», который был одобрен и издан Святейшим Синодом «для преподавания в училищах и для употребления всех православных христиан». Здесь в 533 ответе сказано о субботе: «Суббота в Церкви христианской не празднуется как совершенный праздник. Однако в память о сотворении мира и в продолжение первоначального празднования отличается от прочих дней освобождением от поста». Также и в книге «Кормчая» (в 1 Правиле первоверховных апостолов Петра и Павла), сказано: «Аз Петр и Павел заповедаема людем, делати (работать) пять дней в недели. В субботу же и в неделю (воскресение) да упражняются (учатся) в церковь, поучения ради еже на благоверие. Суббота бо бытия всея твари образ имать (суббота - начало всего творения символизирует), неделя же воскресения» (Правило 1-е).
    Жены-мироносицы ради святости субботы оставались в покое и не помазали тело своего Учителя. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди (Л к. 23, 55-56). Как мы видим, они пребывали в покое не ради «страха иудейского», а «по заповеди». Сами св. апостолы имели обыкновение, именно в этот день пребывать в «общении слова». Сказано: Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний (Деян. 17, 2). Кстати, католикам православные в вину всегда и вменяли их неправильное отношение к субботнему дню.
    Сектант: Хорошо. Я понял вашу позицию по данному вопросу. Но откуда вы научились почитать «первый день недели» (воскресение)?
    Православный: Почитание этого дня осуществляется на основании Священного Писания. Значение Воскресного дня (в Библии «первый день недели» - Лев. 23, 15-16; Мк. 16, 9) великое и важное. В этот день первые христиане собирались для служения евхаристий и «агап» (вечерь любви): В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел <...> беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников (Деян. 20, 7-8). Уточнение, сделанное евангелистом и ап. Лукой, «в горнице, где мы собрались, было довольно светильников» имеет смысл...
    Впрочем, ни одна йота или ни одна черта (Мф. 5, 18) из Слова Божия не теряет своего смысла и назидательного, именно религиозного значения.
    Как известно, светильники, тем более довольное их количество, зажигали именно во время религиозных праздников. В Храме они горели постоянно: на подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда (Лев. 24, 4). Вывод очевиден: именно «первый день недели» (воскресный) почитался как праздничный. О воскресении Сына Божия не сказано, что Он воскрес 16 нисана, но сказано: Воскреснув рано в первый день недели... (Мф. 16, 9). Подобное библейское уточнение имеет, без сомнения, определенный смысл. В этот же день, день христианского собрания, осуществлялся сбор необходимых пожертвований. Ап. Павел писал: При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду (1 Kop. 16, 1-2).
    Еще и в ветхозаветные времена был составлен гимн на чествование воскресного дня: «Псалом Давида. [В первый день недели]» (Пс. 23, 0). Хотя слова «в первый день недели» в данном стихе присутствуют только в Септуагинте (III век до Р.Х. на греческом), само содержание псалма не оставляет сомнения, что иудеи, составившие греческий перевод ветхозаветных книг, вставив это уточнение (о первом дне), имели в виду день, в который Господь Бог и сотворил небо и землю <...> и Дух Божий носился над водою (Быт. 1, 1-2); сравните: ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее (Пс. 23, 2).
    О почитании воскресного дня христианами в римской империи было известно из древности. Так, например, св. Иустин Философ (II век) писал в своей апологии, поданной на имя императора Антонина: «В так называемый день солнца бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам или селам; и читаются, сколько позволяет время, сказания апостолов или писания пророков. Потом, когда чтец перестанет, предстоятель посредством слова делает наставление и увещевание подражать тем прекрасным вещам. Затем все вообще встаем и воссылаем молитвы. Когда же окончим молитву, тогда, как я выше сказал, приносится хлеб, и вино, и вода; и предстоятель также воссылает молитвы и благодарения, сколько он может. Народ выражает свое согласие словом аминь, и бывает раздаяние каждому и приобщение даров» (Указ. соч. С. 98-99).
    Как мы видим из данного исторического свидетельства, христиане первой половины II века: имели собрание - в воскресный день; этот день был днем пребывания в Слове Божием; днем Причастия и раздачи милости (благотворительности). Ранее мы убедились, что подобная практика имела место и во дни св. апостолов.
    Почитали первые христиане и день Пятидесятницы. Сказано: При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе (Деян. 2, 1). Само слово «единодушно» свидетельствует о согласии всех отмечать этот важный праздник. В целом, христиане не запрещали никаких праздников, естественно, кроме языческих: Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу (Кол. 2, 16)...
    Сектант: Но вы не прочитали этот текст до конца. Здесь сказано далее: это есть тень будущего, а тело - во Христе (Кол. 2, 17). Как видите, смысл несколько меняется.
    Православный: Не совсем. Любой религиозный праздник продолжает выполнять символическое назначение. И, следовательно, остается как «тень будущего». Например, о непреходящем значении праздничных дней и в вечности сказано: Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь... Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь (Ис. 66, 22-23).
    Кстати, под словами «из субботы в субботу», в Писании подразумевается не только седьмой день недели, но и любой другой, на который выпадает тот или иной «великий» праздник. Например, сказано: Но так как тогда была пятница, то иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, - ибо та суббота была день великий, - просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их (Ин. 19, 31).
    О необходимости соблюдать именно все «великие» религиозные праздники говорил и ап. Павел: Посему для народа Божия еще остается субботство (Евр. 4, 9). Итак, как сказано в Слове Божием: Вот праздники Господни, священные собрания, которые вы должны созывать в свое время (Лев. 23, 4).
    Сектант: Насколько я знаю, у вас есть культ почитания Вифлеемской звезды. Но Библия ясно говорит о том, что сатана, диавол, который хотел убить Иисуса, использовал звезду для осуществления своего намерения.
    Православный: Я бы не стал говорить о некоем культе почитания этой звезды, если только в том смысле, что мы почитаем и Божиих ангелов. Дело в том, что по толкованию Святых Отцов, Вифлеемская звезда - это Ангел, который под видом звезды путешествовал по небу, то останавливаясь, то пропадая, то меняя направление. Такое толкование мы можем найти, в частности, у Феофилакта Болгарского (на Мф. 2, 9). И эта звезда не была звездою смерти, напротив, из Писания видно, что в момент приближения угрозы, она пропадала и появлялась только тогда, когда опасность пропадала. В Пятикнижии Моисея, она называется звездою Иакова. Сказано: Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых (Чис. 24, 17).

Продолжение следует

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.