Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение»
(празднование 8 / 21 марта)
|
Курская Коренная Пустынь
Старинная фотография |
Как гласит предание, в конце 1295 года, в окрестных лесах под Курском, в корнях дерева Пресвятая Богородица явила Свой лик одному благочестивому мужу: «...И увидел он близ реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева, лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды. Увидев это, муж поставил честно обретенную икону в дупло дерева, а сам тогда же объявил о сем чуде своим товарищам, которые, согласясь между собою, построили на несколько саженей выше упомянутого места часовню и, поставив в нее чудотворную икону, возвратились в мир восвояси...»
Эта обретенная на берегу Тускари икона вошла в историю под названием Курская- Коренная икона Божией Матери «Знамение» и на протяжении семи веков была покровительницей и заступницей Курской земли.
Явление иконы произошло в переломный момент русской истории, когда многие города и поселения были разорены и разрушены татаро-монголами. Претерпевал ужасные бедствия и город Курск. Его жители во всех постигших их несчастьях видели проявление гнева Божиего, наказание за грехи, а за свое освобождение от чужеземного ига они благодарили Господа, ниспославшего милость Свою в чудотворных образах, обретенных в порабощенных иноверцами землях.
Одно из первых летописных упоминаний о чудесах от Курской-Коренной Знаменской иконы связано с именем князя Василия Шемяки, к которому вернулось зрение после усердной молитвы перед этим образом Богоматери.
Благодарят Царицу Небесную куряне и за преодоление последствий страшного голода 1601–1603 годов в царствование Бориса Годунова, и за окончание «смутного времени» с его неисчислимыми бедами от самозванцев; за отражение набегов крымских татар, литовцев и поляков.
Чудеса и знамения, связанные с Курской-Коренной иконой, поражали всех своей Божественной силой, и слава о них прошла по всей Руси. Постепенно этот образ стал общенациональной святыней. Списки с него разошлись по всей Русской Земле, они богато украшались, распространялись в храмах, по монастырям, в войсках.
Когда в 1689 году, во времена русско-турецких войн, русские ратники отправлялись в Крымский поход, полковые знамена украсило изображение Знаменской иконы с надписью: «Все упование наше на Тебе возлагаем, Мати Божия. Ты нас благоволи от всех наших врагов своим непобедимым дивным воеводством хранити присно в своем крове».
Список с чудотворной Курской-Коренной иконы в 1812 году куряне отправили в действующую армию князя Михаила Кутузова, и на протяжении всей войны с французами он охранял русских воинов.
В 1769 году под сенью этого образа окреп здоровьем преп. Серафим Саровский. Святой родился в Курске в купеческой семье Мошниных, построивших на свои средства Сергиево-Казанский собор в центре города. Еще в детстве над отроком не раз проявлялся дивный покров Божий, свидетельствующий о его богоизбранности. Когда Прохору (так звали Преподобного в миру) исполнилось семь лет, мать, осматривая не завершенную еще Сергиеву церковь, взяла его с собой на самый верх строившейся колокольни. По неосторожности мальчик упал с высоты на землю. Мать в ужасе сбежала вниз, полагая, что сын разбился насмерть, но, к неописуемой радости, нашла его целым и невредимым.
Три года спустя мальчик тяжело заболел, и домашние уже не верили в его выздоровление. Но отроку явилась Пресвятая Богородица, обещавшая ему исцеление, что в скором времени и исполнилось.
В Курске тогда случился ежегодный Крестный ход с чудотворной иконой Знамения Пресвятой Богородицы, путь богомольцев по причине дождя и грязи пролег прямо через двор Агафьи Мошниной. Она поспешила вынести больного сына и приложила его к чудотворной иконе, после чего отрок стал поправляться и вскоре совершенно выздоровел.
За свою долгую историю икона много путешествовала. Так в 1597 году, на исходе 16-го столетия, она была отправлена в Москву, где ее встречал Царь Феодор Иоаннович вместе с Патриархом Иовом, всем соборным духовенством и войском. По повелению Царя икону украсили серебряно-золотистым окладом, жемчугом и драгоценными каменьями. Царица Ирина Феодоровна прикрепила к образу пелену красного атласа, собственноручно вышитую золотыми и серебряными нитями и украшенную драгоценными каменьями.
После возвращения иконы в Курск Царь Феодор Иоаннович издал Указ о сооружении на месте ее дивного явления мужского монастыря. И с тех пор уже на протяжении четырех веков этот монастырь известен православному миру как Курская Коренная Рождество-Богородицкая Пустынь.
В годы гражданской войны монастырь был разграблен, но чудотворный образ Богоматери «Знамение» удалось спасти. Однако в апреле 1920 года он покинул пределы России, осталась только его копия.
В 1923 году обитель была закрыта, а затем до основания разрушена, разграблена и осквернена. Святой источник, освященный Самой Богоматерью, пытались стереть с лица земли, залив бетоном, но он чудесным образом пробивался в новых местах.
В годы богоборчества страдали не только православные обители и святыни, но и люди, не отрекшиеся от спасительной веры предков. Территория монастыря была обнесена четырехметровой высоты забором, на всех подходах выставили дружинников, буквально устраивавших охоту на каждого паломника. Но искоренить веру силовыми методами не удалось: по-прежнему верующие стремились к святыне.
Ситуация изменилась только в 1988 году: в 1000-летнюю годовщину Крещения Руси правящий архиерей Курской епархии обратился к Патриарху Московскому и Всея Руси с просьбой вернуть Коренную обитель верующим.
15 августа 1989 года состоялось первое богослужение на месте, где до революции возвышался храм Пресвятой Богородицы.
С этого момента началось возрождение Курской Коренной Пустыни.
«Православный календарь»