Кривое «миссионерство»
Уважаемый Дмитрий Дмитриевич! Недавно стал свидетелем того, как представитель Синодального отдела по делам молодежи откровенно высказывал свое ошибочное мнение, которое может пагубно повлиять на наших детей.
После этого я решил написать что-то вроде опровержения или протеста, но ни одно СМИ не сочло нужным опубликовать мое письмо в защиту Церковного учения. Зная, что Ваша газета самая читаемая среди православных и что Вы не побоитесь справедливо обличить отступления священнослужителя, обращаюсь к Вам с просьбой опубликовать мое письмо.
Начну с прописных истин. Воспитание детей следует начинать еще тогда, когда ребенок находится в утробе матери – через участие ее в Таинствах Церкви. Так поступали благочестивые жены, дети которых впоследствии стали светилами Церкви, в частности, преподобная Мария – мать преподобного Сергия Радонежского. И уж, вне всякого сомнения, следует учить Закону Божию младенцев и детей школьного возраста, тем самым предупреждая развитие в их душах пагубных пристрастий и пороков.
Святитель Филарет Московский, наставляя родителей и воспитателей, пишет: «Благоразумны и счастливы должны быть те родители христианские, а также и руководители детей христианских, которые стараются как можно раньше преподать детям простые, но чистые и светлые понятия о Боге и о Христе и возбудить в сердцах их чувство благоговения, веры и любви к Богу и Христу.
Спешите сеять семя слова Божия на земле сердца, орошенного живою водою святого Крещения и еще не заросшей плевелами грехов произвольных и тернием ложных и суетных помыслов.
Не очевидна ли здесь надежда доброго роста посеянного и обильного плода? Как упредившие ростом плевелы и терние подавляли бы пшеницу, так упредившая ростом и силою пшеница будет препятствовать возникновению и усилению плевелам и тернию. Первым делом образования дитяти должно быть образование в вере, преподание ему начальных истин ее в таком виде, как они для него могут быть понятны. В сем возрасте надлежит развить в нем чистое простое верование в могущество, святость и благость Бога, создавшего все, любящего все доброе, осуждающего грех, но милующего и спасающего грешников, раскаявшихся и желающих исправиться. Пример ваш всего более может действовать на ребенка в этом отношении; не произносите никогда имени Бога понапрасну в речи шуточной; во время молитвы надобно, чтобы благоговение выражалось во всех ваших словах и движениях. Приучайте и ребенка подражать вам, приучайте его слушать или читать молитвы с благоговением и в почтительном положении; он не поймет еще всех слов молитвы, но поймет чувство, выражаемое поникновением головы, крестным знамением, коленопреклонением; наружное движение воздействует на его внутреннее; но внушайте ему, что грех, молясь Богу, думать о другом, и что безмолвное чувство смирения пред Богом, краткая, но сердечная молитва выше молитвы, произнесенной словами без участия сердца. Так, мало-помалу, он постигнет сладость любви к Богу прежде, нежели разум его познает всю необходимость веры для человека».
Современник святителя Филарета, епископ Екатеринбургский и Ирбитский Ириней, так рассуждает на тему воспитания: «Суть ли ти чада, накажи (учи) я, и преклони от юности выю их (Сир. 7, 25). Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: „Вырви это дерево из земли!“, и при этом указал ему на молодое, пустившее уже, однако, глубокие корни, пальмовое дерево. Безпрекословно исполняя послушание старца, ученик приступил к делу, но, несмотря на все усилия, не мог пошатнуть его. „Отче, – сказал он авве, – ты приказал мне сделать невозможное!“ Тогда старец указал ему на другое, совсем еще молодое деревцо, которое послушник без особых усилий тотчас вырвал с корнем. Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже крепко укоренилось, но без особых усилий совладал с молодым.
Если эту повесть применить к воспитанию, то смысл дастся такой: безсильны родители в деле воспитания взрослых детей, если не приступили к нему с юных лет, так как чему тонкое детство обучено бывает, к чему привык человек с малых лет, того и дряхлая старость неудобь оставляет (см. Предисловие к Учебному Часослову). Поэтому Премудрый учит: Есть у тебя дети? Учи их и с юности нагибай шею их».
Совсем иное, противоположное святоотеческому, направление в воспитании проповедуют современные так называемые миссионеры, в частности, иеромонах Димитрий (Першин), руководитель информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодежи. Сей священнослужитель в интервью информагентству «Интерфакс» заявил: то, что дети влюбляются, что они пишут «валентинки», – это хорошо. Свое возмутительное мнение Першин объясняет миссионерскими мотивами.
Невдомек иеромонаху Димитрию, что через такие «валентинки» и вообще через подобные «праздники» в детях развивается откровенная похоть. Молодой возраст и без подсказок со стороны «пастырей» вроде отца Димитрия чрезвычайно восприимчив к различным мирским соблазнам, но еще не замутненная, острая юная совесть обличает мальчиков и девочек, что они поступают нехорошо, если идут на поводу у своих «продвинутых» сверстников.
А когда воспитатели, а тем более священнослужители, публично одобряют такие бесовские начинания и при этом еще и сами в них участвуют, то голос совести заглушается, и дети, увлеченные примером и поощрением взрослых, перестают слышать его. Единожды переступив эту невидимую черту, неокрепшая душа уже легко предается последующим соблазнам.
Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает, – говорит Господь наш Иисус Христос, – а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф. 18, 5–7).
Протоиерей Николай,
г. Хабаровск