Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

 

«Адамант сербской истории»

Ответ отца Иустина (Поповича) на осуждение владыки Николая (Велимировича)

  Эту статью преп. Иустина – ответ на опубликованную в «Вестнике Сербской Православной Церкви» с подачи никшечской «Свободной мысли» в 1938 году клевету – по праву можно назвать знаковой. Факт ее появления, во-первых, указывает на то, что отец Иустин исповедовал святость «Сербского Златоуста» как второго по величине сербского святого после святителя Саввы еще до Второй мировой войны (1939 г.) – намного раньше всех его известных речей, произнесенных уже после смерти Владыки на панихидах в Леличе. Также статья свидетельствует о том, что нынешние нападки на святого Николая (Велимировича) не новы, – они берут свое начало в мировоззрении коммунистических, посткоммунистических и неолиберальных белградских кругов второй половины XX века, для которых народный Святитель стал камнем преткновения, символом ненавистного им сербского святосаввского духа.

   ...Получили мы мефистофельский апокалипсис. Состряпал его никшичский «апокалиптичер», а напечатал «Вестник Сербской Православной Церкви». Называется сей опус «Православная Церковь и ее проблемы». Ни слова в нем нет из Евангелия, ни слова из Деяний Апостольских, ни слова из наследия Святых Отцов. Апокалиптические ужасы бьют по православному сознанию и глубоко ранят святосаввское чувство. Такое ощущение, будто бы мое сердце находится под копытом бледного апокалиптического коня, на котором сидит смерть и за которым следует ад. Цепенеет во мне дух мой, куда-то проваливается сердце…
   «Страшный суд» никшичского апокалипсиса излил свои ужасы на священство, а более всего – на преосвященного владыку Николая. «Вестников» Авадон приподнял адский люк, и из бездны донеслось рычание…
   Но главной целью разразившейся грозы стал не кто-нибудь, а Святитель, самый великий просветитель рода сербского, начиная со времени святого Саввы и по нынешний день, – преосвященный владыка Николай Жичский. Поэтому никшечский «апокалиптичер» подхлестнул своего Авадона, и тот изрыгнул наичудовищную хулу на преосвященного Николая. Он пишет, что во главе с владыкой Николаем «несколько епископов внесли и непрестанно вносят безпокойство и безпорядок в жизнь Православной Церкви <…>. Смута в Православной Церкви несет тяжелые последствия для широких священнических слоев и особенно для народа. Эти епископы являются зачинщиками смуты, безпокойства и полного разрушения Церкви <…>. А когда наши епископы лицемерят, тогда Церковь входит в кризис <…>».
   Но и это еще не все. Главное исчадие ада вот в чем: «Преосвященный господин доктор Николай пребывает в царстве постоянных интриг». И еще, послушайте Небеса, так как люди оглохли: «Епископ Николай прекрасно осознает, что наша Церковь и так сейчас подвергается всяческим опасностям и, несмотря на это, он наводит в ней еще большую смуту».
   Никшечский «царь апокалиптических ям и пригорков» сделал свое дело. Нет сомнений в том, что на сии выпады не стоило бы обращать внимания, как и на многое другое, что пишут в разных газетенках, но это было опубликовано в официальном органе Сербской Православной Церкви…
Я стал бы трусливым пленником страха и несчастным рабом неправды, если бы ныне умолчал. Даже камни души моей вопиют против этой адской неправды никшечского «апокалиптичера».
Читаю и ужасаюсь: идеологом официального «Вестника» Сербской Патриархии является кто? – Никшечская «Свободная мысль»?! Все факты свидетельствуют об этом. Логика событий приводит нас к следующим вопросам: кто стоит за этим апокалиптическим, ужасным нападением на преосвященного владыку Николая и сербское священство? <…>
   Никшечский референт в смысле современного состояния Сербской Церкви прав только в одном: сегодня преосвященный владыка Николай действительно самый важный человек в Сербской Церкви. Нет сомнений – святой Владыка Жичский выражает собой и сочетает в себе всю нашу святосаввскую народную проблематику и прагматику. Все наши народные чаяния он по-святительски боговдохновенно решает с народом и из народа. И все эти проблемы сходятся в святосаввстве. Поэтому преосвященный владыка Николай в нашей бурной действительности стал личностью, около которой либо возрастают, либо падают: возрастает все, что святосаввское, и падает все, что противно ему. За святосаввское подвижничество Сам Господь предопределил владыке Николаю многих поднять и в то же время многих низвергнуть в роде сербском. Он стал символом, против которого ополчаются, камнем преткновения: кто на него упадет – разобьется, на кого он упадет – разобьет. Поэтому сегодня в нашей Церкви без него ничего невозможно, а тем более невозможно ему как-то воспротивиться.
   Чего же хочет никшечскиий «православный» идеолог и иже с ним? Обезценить, обезсилить, заградить уста, уничижить святого владыку Николая? Если этого хочет, значит, желает обезценить, обезсилить, заградить уста, убрать народного сербского пророка – величайшего пророка, начиная со времен святого Саввы по сей день…
   Изгнать его? Он – достояние нашей истории, он величайший проповедник после святого Златоуста в целом христианском мире!
   Заградить уста ему? Посмотрите на них! Хотят заградить уста высочайшего и глубочайшего сербского мыслителя всех времен!
   Убрать его? Хотят, чтобы у всех бельмо на глазах возникло, если желают убрать самого любимого народом Святителя, которому нет равных со времен святого Саввы!
Отвергнуть его? Так знайте, отвергая его, они отвергают самую большую драгоценность нашей истории после святого Саввы!
   Уничтожить его? Ликуйте, боги неправды и разрушения, – желают они под свалкой своих памфлетов похоронить величайшего сербского строителя со времен святого Саввы!
   Истиннолюбцы, вот вам истина: хотят обезценить, заградить уста, обезсилить второго святого Савву. Ведь кроткий лев евангельской Истины – святой владыка Жичский Николай – воистину является вторым святым Саввой <…>. Как будто я ввержен в среду бесов: хотят отлучить его от любви народной – радость нашу, утешение наше, истину нашу… О, пробудитесь!
   Тоскую и печалюсь: комары нападают на орла, зайцы пустились изловить льва, кукушки устремляются на сокола. А владыка Николай проходит через нашу несчастную действительность как светлый печальник рода нашего: страдает, плачет и молится за всех нас, раненных разными пороками и грехами. Нет никого печальнее его – именно из-за его апостольской ревности, пророческой дальновидности и святосаввского сочувствия. Он нас всех носит в своей всечеловеческой душе. В ней есть место и для его гонителей, и для его врагов. Он любит врагов своих и с их грехами. И все ревностнее молится о них Сладчайшему…
   Мало разве безпристрастных исторических исследований: за всю историю, начиная со святого Саввы, не рождалась еще в нашем народе личность с более сложным, евангельским, человеческим ощущением нашей истории… Никто, кроме него, из широкой, космической, божественной перспективы не рассматривал движение нашей народной души через призму дивной гармонии человеческих и космических явлений…
   Никто так святосаввски мудро и апостольски богомудро не вел наш народ евангельским, Христовым путем, как он – достояние наше и хвала наша перед Господом… Вся святосаввская истина – с ним и за ним, в народе; вся святосаввская правда и вера, и христолюбие, и человеколюбие, и народолюбие – все святосаввские ценности и преимущества.
   А он, этот никшечский «апокалиптичер», и иже с ним – чахоточные, булавочные души и душонки… Не знают, ну совсем ничего не знают ни о природе, ни о сущности Православной Церкви, ни о месте епископа, священства и народа в ней. Если бы хоть что-то понимали, то уразумели бы его борьбу против Конкордата и не называли бы это «конкордатской аферой».
Зато благодаря докладам господина редактора («Вестника») и господина докладчика (Синода) теперь мы знаем, кто Иона на корабле Сербской Церкви: не кто иной, как только владыка Николай! Только мы позволим себе дополнить господина докладчика: если преосвященный владыка Николай – Иона, тогда народ и священство – кит…
   Пусть же святой и смиренный подвижник Жичский – преосвященный Николай – простит меня за мои слова. О, я не защищаю его – он не нуждается в этом, – но защищаю себя и всю малую братию по вере, которая опечалена, удручена и возмущена выше указанным сочинением. Совершенно осознанно говорю: преосвященный владыка Жичский настолько велик, что ни наши похвалы, ни наши укоры не могут его ни вознести, ни унизить <…>.
   Скажете, что я – комарик, прах? Признаю, всем сердцем признаю. Но и комар имеет право на жизнь и Истину. Имеет, имеет, имеет! Послушайте это из первых глав Библии: не только орел летает, но и комар жужжит…

«Пастырский глас». № 2.
Крагуевац, 20 марта 1939 года

Перевод с сербского
Екатерины Василевич


Истина не поддается уравниванию с полуистиной и ложью

Святитель Николай Сербский

   Еретические теологи назвали Православную Церковь пренебрежительно «окаменевшей церковью» (Наrnаck. Das Wesen des Cyristentums). Из-за чего? А из-за того, что эта Церковь, по их словам, «не идет за временем» и «не приспосабливается ко времени»! Но именно в этом и есть слава Православия – что оно «не идет за временем» и «не приспосабливается ко времени», а поступает в соответствии с заповедью святого апостола Павла: Не сообразуйтесь с веком сим (Рим. 12, 2).

   Как может Вечность идти за временем? И как абсолютное может приспосабливаться к преходящему? Как это Царство Небесное может мириться с царством земным? И как драгоценное может объединяться с дешевым? Ежели весь мир лежит во зле (1 Ин. 5, 19), как сказано, то разве будем мы вечное добро ограничивать и поддерживать злом, а Небесный свет подкреплять дымными огнями угля и нефти?

   Есть, правда, и в Православной Церкви некоторые «богословы», идущие по пути «богословов» еретических, считая, что Евангелие недостаточно сильно, чтобы самому себя поддерживать и защищать от бурь мира. Им нравятся еретические мысли и еретические методы. Они всей душой с еретиками, но формально остаются в Православной Церкви – так, на содержании. Это подражатели балканские и иванушки киевские, которым все, что по ту сторону забора, кажется лучшим и более умным – даже концессивная мешаная теология (пагано-христология).

   Православная Церковь как целостность отвергает таких богословов и не признает их своими, но терпит их по двум причинам: во-первых, ожидая, что они покаются и изменятся; во-вторых, чтобы, отвергая, не сделать из плохого еще худшее, т.е. не толкнуть их под гору в объятия еретиков и таким образом увеличить число еретиков, а их души погубить. Эти «богословы» являются не носителями православного сознания и православной совести, а больными членами организма Церковного. Носителями православного сознания и православной совести являются народ, монашество, приходское священство (с епископами).

   Да устыдятся еретики-«теологи» и cтарейшины еретических церквей тех народов, которые с помощью Христа возвысились как господа и вожди всех народов на земле. Есть чего стыдиться. Ибо они также, как несмысленные Галаты, начав духом, окончили плотью (Гал. 3, 3). Они – главные виновники того, что народы сошли с праведного пути и начали хромать на обе ноги, поклоняясь то Богу в Иерусалиме, то золотым тельцам в Самарии.
   Словом, приспосабливанием и уравниванием еретические «теологи» занимались еще со времени отпадения запада от Востока, а наиболее активно – последние 150 лет. Они приспосабливали Небо к земле, Христа к другим «основоположникам вероисповеданий», а Радостную Весть к остальным верованиям – иудейским, мусульманским и языческим. И все якобы во имя «толерантности» да «в интересах мира» между людьми и народами. Однако именно в этом начало, зарождение войн и революций, неслыханных прежде в истории мира. Ибо Истина не поддается уравниванию с полуистиной и ложью.

Из книги «Любостиньский стослов»

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.