Дух христианина

 

Взгляд на события История Рубрики

 

На главную

почта

Газета выходит два раза в месяц

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

Наука о чудесах

Святитель Николай Сербский

Продолжение. Начало в № 19 (109)
 
Святитель николай
Благословение святителя Николая

 Часть 2
В Дивостине

   Сестра из Чуруга:
   – Наше братство в Чуруге большое и древнее. Может быть, вы слышали, что наша церковь самая крупная в Воеводине. Но кроме этого наше братство примечательно еще в двух отношениях: во-первых, оно славится богатой историей Богомольческого движения, а во-вторых, – замечательным духовным учителем и вождем – протоиереем Феофановичем.
   О нашем Движении в Чуруге писал еще знаменитый протоиерей и ректор Карловацкой семинарии Иоанн Вучкович. Писал он с любовью и назиданием, обличая одного церковного старейшину, который нас презирал и оскорблял.
   В то время, будучи маленькой девочкой, я ходила с крестоходцами в наши славные монастыри – от Войловицы и Ковыля, до Раваницы и Прибине Главы. Тогда это называлось малым паломничеством. Было такое поверье: кто трижды участвовал в таких Крестных ходах, тот сравнивался с богомольцем, побывавшем на Горе Афон. А кто семь раз – все равно, что посетил Гроб Господень в Иерусалиме. Девушки ходили в такие Крестные ходы, чтобы получить Божие благословение на счастливый брак, а старцы и старицы – ради покаяния и совершенствования души.
Перед началом мы все постились по три дня в монастырях, чтобы на седьмой день причаститься в назначенной на пути обители. Многие из нас путешествовали босые, будто шли на Христов Гроб, а по дороге мы пели церковные песнопения и духовные канты. Все, кто встречал нас, удивлялись, но были и такие, которые сторонились богомольцев, считая их сумасшедшими. Как-то одним летом была такая сильная засуха, что весь урожай погибал. Когда наш Крестный ход дошел до Фрушской Горы, крестьяне попросили нас помолиться в монастырях о дожде. Мы так и сделали: по нашей просьбе священники усердно служили молебны о ниспослании дождя. Когда мы дошли до Шиштовицы, дождь уже лил, как из ведра. В Чуруге люди верили, что чудо произошло по нашим молитвам. Тогда наше братство стали уважать. Слава Богу!
   Сретенский игумен отец Афанасий рассказал, что под влиянием Богомольческого движения он стал монахом. В его деревне Бресницы крестоходные молитвы особенно участились после Мировой войны. Движение окрепло благодаря особым стараниям иерея Алексы Тодоровича, который учил людей примером своей праведной жизни.
   – При отсутствии добрых дел серба невозможно обмануть красивыми словами, как поддельными цветными купюрами, не имеющими никакой ценности. В своей родной стране – Югославии – сербский народ чувствует себя одиноким. В собственном доме все стало чужим, кроме Православной Церкви,    – она единственная хранит сербское имя, святыни и традиции. Поэтому, думаю, ошибаются те священники, которые с презрением относятся к народному Движению, выражающему обращение к Богу мученического сербского народа, обособленного, непонятого и одурманенного интеллигенцией.
Некоторые священники не желают принимать богомольцев в свои епархии, страшась, что обнаружится их непутевая жизнь. Другим пастырям не нравится, что богомольцы требуют старательного соблюдения церковного устава. А я вас уверяю, что многие крестоходцы, хоть и не учились в школах, а разбираются в богослужении не хуже тех, которые изучали богословие. Вот чего боятся некоторые братья-священники! Жалуются, что у них, мол, церкви пусты, а когда полны народом – тоже не нравится. Как же им угодить? И почему тогда мы называем нашу Святую Церковь народной?!..
   По Промыслу Божиему и по молитвам святого Саввы, это Движение к Богу стало распространяться по всей нашей земле сразу после войны. Оно начало шириться именно тогда, когда это было нужнее всего, – когда мы, после блистательных военных побед, начали терпеть духовные поражения, не стыдясь ни Бога, ни своей истории... Только Бог может нас спасти, ведь, говорю вам, мы стоим на краю пропасти. Лишь сокрушенная молитва к Богу способна помочь...
   Протоиерей Мика Попович из Бачины:
   – Я бы хотел повторить на этом Соборе то, что уже говорил на Соборе в Святом Романе. А именно: я осознал себя настоящим православным Божиим священником только после того, как принял богомольцев, понял сущность этого Движения и благословил братство в Бачине. А как же иначе? С тех пор моя церковь всегда полна и даже переполнена людьми, а сердце – силой и радостью. Я советую каждому священнику поступить так же, как я.
   Богомольческое братство в приходе – это крылья священника. Если бы это Движение пришло к нам из Франции или Англии, то все бы его услужливо приняли, а поскольку оно само собой образовалось в нашем простом народе, многие им пренебрегают. А я задаюсь вопросом: что великого в истории сербского народа не возникло из простого сельского народа: восстания, династии, воеводы, святители, герои, мудрецы, поэты, государственные деятели?.. Мы должны гордиться тем, что это религиозное Движение зародилось в недрах простого сербского народа. Мне жаль, что наша интеллигенция склонна более к атеизму, нежели к богомолью, а это не может привести к добру ни народ, ни страну.
   Брат Милия Ристивоевич из Пожеги говорил о разнице судов Божиих и судов человеческих:
   – В ущелье горы Каблар случилось, что некий бандит ворвался в дом к одному крестьянину и стал требовать у бедняка того, чего у него не было. Рассвирепев, он убил крестьянина прямо у его домашнего очага. На суде убийцу защищало несколько адвокатов, так что он был осужден только на один год заключения. Апелляция и кассация подтвердили неправедное решение суда, хотя народ ожидал более строгого наказания. И оно действительно пришло, но не от людей, а от Бога.
Вернувшись из Пожаревачской тюрьмы, пьяный убийца бродил по городу и кричал, что убьет, кого захочет, и отсидит за это всего один год. Так он грозился, но Бог этого не попустил. В день Пресвятой Троицы бандит пошел на гулянье. А когда вечером возвращался домой, все небо вдруг потемнело, засверкали молнии, началась гроза, и этот человек был вынужден спрятаться в кошаре. В кошару ударила молния, и злодей был поражен на месте – сгорел заживо. «Явилась правда Божия», – говорил народ и радовался искренне, безо всякого злорадства. Так в наши дни оправдались слова Господни: Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои (Ис. 55, 8). Велик и праведен Господь Бог наш!
   Пера Кнежев:
   – Зовите меня Бата из Баната. Мое имя не столь важно. Я хочу только, чтобы вы знали истину о нашем Духовном собрании и как все начиналось. Сегодня Шумадия стала центром Богомольческого движения. Такова воля Божия. Во-первых, в Шумадии началось внешнее освобождение сербов, а потом и внутреннее, т.е. духовное. Сначала – от магометан, а теперь – от греха. Кроме того, Шумадия – первое место, где Движение было принято священством. Надо сказать, что богомольцы появились у нас гораздо раньше, подобно пламенной вспышке, которая затем угасла. Расскажу об этом со слов моей тетки из Сербской Падеи, которой сейчас 90 лет. Примечательно, что сначала Бог подвигнул одного человека, а за ним уже последовало множество людей.
   «Знай, сыночек, – говорила моя старая тетка, – что благословен дом Милетиных. В этом доме родился богомолец Витомир Милетин, первый из всех наших богомольцев. Когда он родился, я не знаю, но помню, что умер за три года до первой сербско-турецкой войны. Вита пел на клиросе. Говорят, что он был грамотнее многих попов и пел лучше всех. Причем за пение в церкви он никогда не брал денег, говоря: „Пою не за плату земную, но за плату Небесную, которая несравненно дороже. Купленное за земную плату съедается за месяц, а Небесная мзда остается навеки. И поэтому, хоть я и безплатно пою в храме, но я самый высокооплачиваемый певец в мире“.
   Так он говорил, а мы слушали и молчали. Вита всегда учил людей не заботиться о преходящем, но больше думать о вечном. Он беседовал о посте и молитве, о благоговении перед святынями, о милости и любви. Сильно ругал пьяниц, игроков на деньги, курильщиков и сквернословов. Конечно, тогда всего этого было меньше, но, тем не менее, зло уже распространялось в нашем благочестивом сербском народе. Но на дядю Виту никто никогда не сердился, если он кого-то ругал. Дядей Витой его звали до Крестного хода, а после стали называть богомольцем Витой.
   Однажды дядя Вита влетел в игорный дом (казино) и начал переворачивать столы, разбрасывать карты, выдергивать изо ртов игроков сигареты и швырять их на пол. Он кричал сквернословам: „Что же вы не ругаете дьявола, а поносите только Святыню и Крест?!“ И говорю вам, что даже тогда на дядю Виту никто не рассердился, но все присутствовавшие в этом доме устыдились. Потому что знали, что он ругается по любви, а не от ненависти.
   Священники его уважали… Сегодня многое изменилось. Бывает, кто-то только воцерковится, а уже ставит себя выше священника. А в то время иерархия не искажалась.
   Как-то дядя Вита с несколькими банатскими жителями пошел Крестным ходом на Гроб Господень. А когда вернулся, то его встречали как Царя или Патриарха. Каждому он что-то принес из Иерусалима. А мне подарил крестик, с которым я лягу в гроб. Дай Бог, чтобы моя душа была вместе с душой богомольца Виты!..
   Случилось так, что у него умер 9-летний сын. Думая, что это наказание Божие за какие-то его грехи, Вита начал строго поститься. Он дал зарок до смерти держать пост без елея и исполнил данное слово – всю пищу готовил на воде. Спал он на голой земле, а накануне среды, пятницы и великих праздников по целому дню проводил в коленопреклоненной молитве. Были Вите и откровения, которые он описал в книгах вместе с воспоминаниями о своем паломничестве на Гроб Господень. Народ любил читать его книги, а сегодня их уже нигде не найдешь.
   По какому-то Божиему откровению Вита поставил у себя во дворе большой крест. Ко кресту до самой его смерти вечерами приходил народ и беседовал с ним. Знай, сыночек, что многие больные люди исцелились у этого креста. Когда кто-то заболевал, говорили: ведите его под Витин крест.
   Когда богомолец Вита умер, тысячи людей пришли проводить его в последний путь. На его похороны собрался народ не только из Сербии, но и из других мест. Все считали его святым. Отрывали кусочки от погребального покрова и уносили домой. Вот как было, сыночек. Со смертью Виты богомольцев стало меньше. Но теперь мы слышим, что Богомольческое движение возрождается и воодушевляет всю Сербскую землю. Слава Богу!»
   Когда я сказал своей тетке, что собираюсь на этот Собор, она заплакала и ответила: «Иди, сынок, хоть ползком. Поздравь всю богомольческую братию и всех сестер, и помяните богомольца Виту, чтобы его праведная душа порадовалась на том свете».
   Все воскликнули:
   – Да помилует Бог его душу!
   Потом выступили некоторые другие посланники братств, и, наконец, послышался голос игумена Мины:
   – Прошу принять во внимание, что стараниями монастыря Драче для всех приготовлена трапеза.
   Раздались восклицания:
   – Спаси, Господи, отче игумен, но у всех нас есть с собой по куску хлеба!
   Брат Ранко Миленкович из Драгачева:
   – Это наш старинный сербский обычай – приносить с собой еду для себя и для брата, когда идем на богомолье, на литию или на церковный собор. Крестьяне берут от своих трудов для двоих или троих. Так мы научились от наших дедов и всегда этого держимся, чтобы не быть никому в тягость.
   Епископ благословил трапезу, и все сели за обед. По завершении его епископ вознес благодарственную молитву, а народ запел Богу свой гимн:

Слава Тебе, Боже, Хозяин дорогой,
Слава Тебе, слава, наш Отец родной!
Были мы гостями на трапезе Твоей,
Ели мы и пили по милости людей.

На дела Твои, Господи, идем,
За все благодарение Тебе мы
воздаем.
Ты Питатель наш,
Боже милосердный,
Ты Спаситель наш от гордыни
смертной.

Кланяемся низко, пред Тобой стоим
И за щедрость велию
Тебя благодарим.
Слава Тебе, Боже, Хозяин дорогой,
Слава Тебе, слава, наш Отец родной!

О, Христе Всесильный,
Боже Православный,
Тебя благодарим,
Спасителю Всеславный!
Рыбаков призвал Ты бедных и убогих
И пятью хлебами напитал Ты многих.

Было рыбок пять, было пять хлебов,
Наполнились корзины
от Твоих даров.
Безчисленны богатства
на трапезе Твоей,
Милость и любовь льются как елей.

Хозяину земному милости подай
И гостеприимство его не забывай,
Имя Ты его на Небе помяни
И лампаду в доме его не угаси.

Перевод с сербского
Екатерины Василевич

Продолжение следует

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15
Взгляд на события История Рубрики

На следующую страницу

почта
© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.