Дух христианина

 

Взгляд на события История Рубрики

 

На главную

почта

Газета выходит два раза в месяц

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15
РАСКОЛ

«БРАТИЯ, ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ ПРОИЗВОДЯЩИХ РАЗДЕЛЕНИЯ...»

 

 Продолжение. Начало в № 12 (102)
   
Архиепископ Палладий
Архиепископ Палладий (Шерстенников) (1896–1976)

   Миссионер Игорь: Сегодня мы продолжаем наш разговор об обновленческом расколе и хотим предложить вниманию читателей «ДХ» письмо Преосвященного Палладия (Шерстенникова), епископа Ржевского, адресованное неизвестному священнику, собиравшемуся перейти в обновленчество. Это письмо содержится в «Житиях новомучеников и исповедников российских», в частности, в житии священномученика Евгения Ивашко (память 29 октября / 11 ноября). Там повествуется о том, что епископ Палладий назначил священника Евгения благочинным. А поскольку в благочинии в то время очень остро стоял вопрос о взаимоотношениях с обновленцами, то Владыка благословил отца Евгения переписать ранее составленное им письмо и использовать его для борьбы с расколом.

   Отец Иоанн: Прежде, чем наши читатели познакомятся с этим письмом, хочу попросить их вот о чем: обратите особое внимание на описание деятельности обновленцев. Владимир Георгиевич подтвердит, что, читая какие-либо исторические документы, всегда нужно, с одной стороны, учитывать характер времени, которому они принадлежат, а с другой – обязательно анализировать их в контексте прошлого и, особенно, настоящего. Поэтому прошу внимательных читателей рассмотреть это письмо сквозь призму нашей современной церковной жизни. Т.е., например, читая об экуменизме раскольников-обновленцев или об их растущих, подобно шишкам на сосне, наградах и внешних отличиях, думать не столько о том, что это были конкретные люди конкретной эпохи, которые уже давно лежат в могилах, а попытаться проследить, как их деятельность отразилась на сегодняшнем дне. А в следующей беседе мы обсудим замеченные параллели и постараемся объяснить причину их возникновения.

«ЕСЛИ ИМЕЕШЬ УШИ, ТО УСЛЫШЬ…»
Письмо епископа Палладия (Шерстенникова)
против обновленчества

   Дорогой во Христе брат!
   Ты пишешь, чтобы я перешел в обновленчество, и для этого прислал мне обновленческую брошюру. Прочитал я ее и скажу тебе, что в ней одна только ложь и такая, которая сама себя обличает. Удивляюсь, для каких же детей она написана! Скажу тебе следующее: там приведена программа обновленцев, но ведь эта не истинная, у них есть и другая, которую они от нас скрывают и которую стараются постепенно проводить в жизнь. Поэтому я об этой болтовне, которая изложена в брошюре, и говорить не хочу: один только набор пустых слов; не убеждает меня и то, что у вас есть какой-то митрополит.
   Я хорошо знаю, что теперь Церковь Христова переживает тяжкие испытания: много появилось людей в белых митрополичьих клобуках, в архиерейских митрах, священнических одеждах и в мирском звании, которые общими силами производят в Церкви смуту, сеют в стаде Христовом вражды, распри и разделения, продолжают дело Иуды – устами своими лобзают Христа, а делами своими распинают Его и поносят, делят ризы Его и об одежде Его метают жребий.
   Кто же это такие? А это и есть те, которые называют себя обновленцами, которые свои самочинные и нечестивые сборища возглавляют обновленческими «священными синодами» и в Москве, и в Харькове, а по губерниям – обновленческими «епархиальными управлениями». Подобно лукавым делателям, они, как сказал св. ап. Павел, принимают только вид Апостолов Христовых и служителей правды, как и учитель их, сатана, принимает вид Ангела света, чтобы увлечь за собою и избранных, отторгнуть их от Христа и ввергнуть их в геенну огненную (ср.: 2 Кор. 11, 13–14).
   Как говорит ап. Павел христианам, – времена теперь лукавые, не прельщайтесь внешним православным видом обновленцев, посмотрите на дела их, и вы сразу опознаете в них лютых волков, облекшихся в овечьи одежды, чтобы искуснее расхищать стадо Христово.
   Вот давай, брат, и посмотрим, каковы же дела обновленцев. Теперь уже всем известно, и сами они, разгрызшись между собою, в своих журналах поведали нам свои темные деяния.
   Скажу тебе прежде всего, когда и как появились обновленцы. Еще лет больше 20-ти тому назад несколько попов (32) в столице объединились и задумали постепенно подготовлять в нашей Церкви реформацию, т.е. переделать ее на манер протестантов, которые пошли от немецкого еретика Лютера. Из этих священников одни, мучимые совестью, отказались от этого иудина дела, другие были лишены сана священного, как расстриженный бывший священник Григорий Петров, который самую молитву Господню «Отче наш» переделал по-своему и предлагал в ней читать христианам слова «Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли» наоборот, на свой лад, т.е. «Да будет воля Твоя, как на земли, так и на Небеси». Т.е. этот поп-расстрига, иуда, вместе с другими захотел не Небом освящать землю, а землею Небо, что то же: не Богом освящать человека, а человеком Бога, а это и значит, что как будто человек выдумал Бога, к чему явно пред нами многие из обновленческих попов и пришли.
   Ты спросишь: да так ли? А я тебе скажу: странный вопрос! Ведь теперь уже все знают, что самые главные попы-обновленцы сняли рясы и кругом проповедают безбожие.
   Может, тебе нужны их имена, – изволь, скажу: самый главный и давний обновленец ленинградский поп Михаил Галкин, вдохновлявший всех обновленцев, снял священный сан и стал повсюду ездить и читать лекции, что Бога выдумали попы, что и Христос никогда не жил, – Его выдумали. Другой, также самый главный обновленец, священник Белков, тоже снял сан и теперь открыто читает лекции против Бога и против Христа и заявляет, что Их выдумали попы. Третий, еще один из главных обновленцев, священник Калиновский, также снял священный сан и также разъезжает повсюду и читает лекции о том, что Бога и Христа выдумали попы. Четвертый, тоже из главных обновленцев, священник Егоров, совсем отверг Церковь Христову и стал проповедовать какую-то «Церковь духа», в своей моленной снял святые иконы и заменил портретами светских писателей, в том числе и Толстого, отверг православную Литургию и сочинил свою. И до того заблудил, что народ с ужасом обходил его, и когда он умер, то сами обновленцы-попы не пошли хоронить его, а скрылись, чтобы народ не опознал подлинного сатанинского вида их самих.
   Да и что перечислять тебе имена богоотступников – обновленцев-попов, когда все они одного духа, и только одни из них сразу проявили себя, а другие, видя, что народ бежит от такого учения, порешили постепенно, исподволь проводить его в жизнь христиан. Но и эти попы-обновленцы все же проявили себя вовсю.

Поместный собор Русской Православной Церкви 1917 / 1918 годов

   Когда православный русский Собор 1917 / 1918 годов постановил снова воссоздать у нас Патриаршество и избрал Патриарха Тихона по жребию, вынутому пред святой чудотворной иконой знаменитым старцем Зосимовой Пустыни Алексием, большим духовным другом дорогого батюшки отца Иоанна Кронштадтского, то обновленческие попы (Введенский, Егоров, Белков, Калиновский, Рождественский, Щавельский, Попов, Красницкий и другие) задумали отделиться от Церкви и уничтожить Патриаршество. Но попы Щавельский и Рождественский в самый последний момент струсили и покаялись перед Патриархом Тихоном и выдали остальных иуд в рясах.
   Тогда эти обновленцы-иуды порешили искусней добиваться своих целей. Церковь переживала тяжелое время, и для того, чтобы в ней был общий духовный отец и начальник, избрала Патриарха. Тогда обновленцы повсюду стали учить, что Патриаршество запрещено-де Евангелием и всей древней Церковью, как якобы ставящее во главе Церкви вместо Христа Патриарха, и такую сатанинскую ересь стали усиленно повсюду проповедовать.
   Вот тут-то, дорогой брат, сатана и явил себя полностью. Ведь если Патриаршество и Патриарх противны Христу и Евангелию, то, значит, в страшную ересь богоотступничества впали все древние Церкви, ведущие свое начало от Христа и Апостолов.
   Вот, например, Самим Христом основана Церковь Иерусалимская; кто стоит во главе ее? С древнейших времен, со времен апостола Иакова она имеет своим общим начальником Патриарха и называется Церковью патриаршей. Другая знаменитая древняя Церковь, Александрийская, также с древнейших времен возглавляется Патриархом. Далее названная у Апостолов Церковь Антиохийская также является Церковью патриаршей и имеет своего Патриарха. А вот еще вселенская Православная Церковь Константинопольская, она также является Церковью патриаршей и имеет у себя Патриарха.
   Вот видишь, друг мой, с древнейших времен самые главные христианские Церкви уже назывались патриаршими и имели у себя Патриархов. Да иначе и быть не могло, ведь Патриарх слово греческое, а по-русски значит «отец, духовный начальник». Это не мирской начальник какой-либо, как врут обновленцы, мирской самодержец, а духовный отец, во Имя Христа, а не в свое имя пасущий стадо Христово.
   Уж если мы, признавая Патриаршество и имея Патриархом Тихона, а теперь за его смертью, впредь до выбора на Соборе другого Патриарха, имеем его временного заместителя, – так уж если мы этим, как говорят обновленцы, отступили от Христа, так такими «отступниками» нам похвально быть, потому что мы не отступили, а приступили ко Христу, когда восстановили Патриаршество, этим мы пошли заодно со всеми древними Православными Церквами, имеющими Патриархов.
   Да и как, дорогой брат, не помыслишь того, что ведь Патриаршество у нас уничтожил мирской самодержец Петр, который захотел сам управлять Церковью и, уничтожив Патриаршество, учредил свой Святейший Синод и в него посадил своего представителя – обер-прокурора, чтобы командовать в Церкви.
   Так вот видишь – это мирские владыки против Патриаршества, а Церковь Христова всегда имела у себя своих духовных отцов-начальников, которые и назывались Патриархами или еще иначе папами, как, например, в Церкви Александрийской был знаменитый святой папа Афанасий Александрийский. Так вот, друг мой, и поразмысли теперь, откуда появился так называемый Святейший Синод без Патриарха, – это вымысел мирских властителей.
   Так вот, попы-обновленцы, действуя по духу мира сего и миродержителя тьмы века сего, не только пошли против Патриарха Тихона, но и уничтожили у себя совсем Патриаршество и пишут у себя в журналах, что мы навеки у себя изжили Патриаршество.
   Но чтобы лучше обмануть православных христиан и увлечь их за собою, они пустили в ход орудие диавола – клевету и стали клеветать на личность Патриарха Тихона.
   Наконец, главные попы-обновленцы Калиновский, Белков, Красницкий, Введенский явились к Патриарху Тихону и потребовали у него передать им власть управлять Церковью, но Тихон, будучи временно лишен свободы, передал на время управление Церковью знаменитому старцу митрополиту Агафангелу. Указанные попы-обновленцы хотели вырвать власть у митрополита Агафангела, но это им не удалось. Тогда они самочинно объявили себя «Высшим церковным управлением» и стали посылать по церквам приказы.
   Так обновленчество, в лице этих попов, вступило на путь самочинного сборища, которое по правилам Церкви подлежит анафеме. Они это понимали и задумали укрепить свое самозванство созывом «церковного собора» и начали готовиться к тому, чтобы созвать такой собор, который бы их всех одобрил. А так как между ними самими были споры и разделения, то они в августе месяце 1923 года на своем нечестивом соборе постановили для борьбы с Патриархом и с Патриаршеством объединиться всем вместе и свой орган управления назвали «священный синод».
   Вот откуда, друг мой, обновленческий «священный синод» – от таких попов, которые попрали все древние заветы Церкви Христовой, похулили Патриаршество, Вселенскими Соборами подтвержденное, сняли рясы и пошли против Единородного Сына <Божия>, Господа нашего Иисуса Христа, и стали проповедовать безбожие.
   Неужели тебя соблазняет то, что среди обновленцев имеются митрополиты в белых клобуках, как Вениамин, Евдоким, Пимен, Алексий и другие? Разве среди двенадцати Апостолов у Христа не было Иуды, который Его предал? Не было Петра, который трижды от Него отвергся? Не было братьев Зеведеевых Иакова и Иоанна, которые спорили о своем первенстве? Петр покаялся, и братья Зеведеевы покаялись, и мы почитаем их как истинных Апостолов Христовых. А Иуда повесился, и мы от него бежим.
   Покаются так называемые митрополиты обновленческие, перестанут сеять смуты в Церкви Христовой, мы и их, как раскаявшихся, облобызаем. А так как они не только не каются, но продолжают и углубляют дело Иудино, то мы от них и бежим.
   Да и надо бежать от них, ибо кто такой Вениамин? Это бывший архиепископ Симбирский, в революционное время бросивший свою паству и скитавшийся по городам, пока не пригласили его в свои ряды обновленческие попы, искавшие себе архиереев. Уже за то, что он паству бросил, он должен был быть отлучен от Церкви. А Евдоким – о нем и говорить неприятно. Всем известна его развратная жизнь, так что сами обновленцы вынуждены были подальше спрятать его от своего центра. Не будем говорить уже о других обновленческих архиереях, не будем копаться в грязи.
   И посмотри, брат, на дальнейшие их дела: вот они созвали свой обновленческий самозванный собор в 1923 году, и что же они порешили на нем? Как Иуда предал Христа на распятие, так и они служителя Церкви Христовой, Патриарха Тихона, предали на поношение, постановили лишить его сана священного, отлучить его от Церкви и Патриаршество уничтожить. Разве это дело Божие? Это дело исконного врага рода человеческого – диавола и слуг его.
   Да и за что они обрушились так на Патриарха Тихона? За то, говорят они, что он в гражданских делах погряз. Так на это ведь есть гражданская власть, она и судила Тихона, она и на свободу его отпустила. Да и каждый Патриарх ведь в то же время и человек, а ошибаться свойственно каждому. И только в ересь и в отступление от догматов веры если бы Тихон впал, то только тогда можно было бы его осудить, да и то лишь на Всероссийском Поместном соборе с обязательным участием Вселенских Восточных Патриархов, а не на самозванном обновленческом, созванном попами-обновленцами, из которых главные уже стали и богоотступниками, и безбожниками.
   Вот почему Патриарх Тихон и не признал, да и не имел права признать обновленческого собора нечестивцев 1923 года. Предал их анафеме как нарушителей церковного мира и расхитителей стада Христова.
   Ну, а что еще постановил обновленческий собор 1923 года, чем он еще может «обновить» Церковь Христову? Они, вопреки Вселенским Соборам, разрешили вдовым священникам вступать во второй брак, епископам быть женатыми, похулили монашество и весь монашеский ангельский собор, страшную хулу возложили на святые мощи, ввели в церковное исчисление новый стиль. Словом, натворили столько, что даже сами обновленцы, собравшиеся в Харькове на свой украинский собор, решили приостановить и не вводить в жизнь все эти постановления главного обновленческого собора 1923 года.
   И вообще, все обновленцы, увидев, в какое возмущение пришли православные христиане от всех этих постановлений, порешили изменить, как говорят они, тактику своей работы и не обнаруживать перед всеми свои еретические новшества, а постепенно их выявлять и, чтобы лучше увлечь за собой православных, порешили временно по наружности оставаться по-старому, т.е., будучи волками, облечься в одежды кротких овец.
   Но время идет, и обновленцы все же вынуждены проговариваться, и посмотри, до чего они договариваются. Уже сейчас в Москве они при своем «священном синоде» и при своей «духовной» академии разрабатывают вопрос о том, чтобы в священный сан иереев и архиереев ставить и женщин, потому что-де и в Церкви женщина должна обладать всеми правами.
   Один из главных у них, состоящий главным секретарем их «синода» и руководящий их академией, уже печатно изложил Господню молитву «Отче наш» точно так, как изменил ее уже названный мною расстрига поп Григорий Петров. Один из них, Егоров, устно и в печати отрицает и поносит все каноны Вселенских Соборов, обвиняя св. Василия Великого и других Отцов Церкви и Вселенские Соборы в извращении Учения Христа, и требует отказаться от всех канонических основ Церкви и творить все новое.
   Другой их главарь, Введенский, в печати гласно призывает всех встать на путь богоотступничества своего друга, указанного выше протоиерея Егорова, и отринуть всю Церковь, начиная с апостольского времени и доныне, и по-своему истолковать Христа и Его учение. Он прямо пишет, что Евангелие Христово – это не что иное, как сочинение Маркса «Капитал», разница только в том, что этот «Капитал» написан языком ХIХ века, а Евангелие – I века.
   Другие обновленцы, как протопресвитер украинских обновленцев, член их «синода» Фетисов с их «митрополитом» Ювеналием, на их последнем соборе в Харькове предложили их собору, и собор принял, что надо-де по вере объединиться не только с сектантами разных протестантских сект, но и с иудеями, магометанами и язычниками, что-де важно, чтобы верили в Бога, а в какого Бога и как – это второстепенное, это неважно, как неважно-де обязательно принадлежать к Церкви Христа.
   Словом, дорогой брат, все самые видные обновленцы и их соборы, и их «синодальные» печатные журналы почти открыто договорились до того, что более откровенные из них попы-обновленцы протоиереи Галкин, Егоров, Белков, Калиновский и некоторые другие уже раньше высказали открыто, т.е. или заменили Христа своими вымыслами, или совершенно отринули всякого Бога и стали проповедовать безбожие.
   Св. апостол Павел говорит: «Не будьте несмысленны, подобно христоотступникам галатам, а испытывайте, проверяйте все, особенно в делах веры».
   Я тебе, дорогой брат, написал немного, да и в немногом сказано многое. Разве вот что еще добавлю: посмотри, как еще обновленцы обновляют свое «христианство». Раньше, бывало, высокий сан митрополита давался лишь за особые заслуги перед Церковью, архиерейские митры украшали головы лишь немногих, самых достойных, а священников-митроносцев было и того меньше, а вот теперь, посмотри, за какие такие заслуги обновленцы понаделали у себя белоклобучных митрополитов в несчетном числе, а протоиерейскими митрами поукрашали такое несчетное число лиц? Много и даже очень много простых иереев украсили митрами. Что же это такое? Или так много среди них высокодостойных?..
   А там, где речь идет не о достоинстве, а о пагубном человеческом честолюбии, властолюбии, сребролюбии, там действительно люди прежде всего украшают себя разными внешними отличиями, и появляются у них митры в таком числе, как на сосне шишки, что и высказал им их же обновленец Антонин, бросивший их за их честолюбие и за то, что «бабами задумали обновлять Церковь Христову». Словом, понабирали себе белые клобуки, митры, разные высшие священные звания митрополитов, архиепископов, епископов, протопресвитеров, понабирали себе их <обновленческие> архиереи и вдовые священники жен и вкупе с ними «обновляют» Церковь. Вот так обновление, нечего сказать!!! Апостол говорит: «Неженатый печется о Господнем, как угодить Господу, а женатый о жене, как бы угодить жене». А у обновленцев все выходит наоборот, и все Христианство у них пошло вот на такой выворот.
   Если имеешь уши, то услышь, если имеешь глаза, то посмотри, и если имеешь ум, то пойми, что нам, православным христианам, надо бодро стоять на страже своего спасения и неотступно пребывать в недрах Святой Православной Церкви Христовой, имеющей у нас по завету древних христианских Церквей Патриаршество и Патриарха.
   Если Патриарх Тихон умер, то мы должны быть верными его временному заместителю, а настанет время благоприятное для созыва нашего православного церковного Собора, тогда мы на нем изберем уже полного Патриарха и под водительством наших православных истинных церковных Соборов и православных Патриархов будем продолжать соделывать наше спасение. И ты, друг мой, заметь, что мы не только не отрицаем Соборов, но ставим их выше Патриарха, ибо они назначают Патриарха.
   Но только Соборы должны быть православные, а не самочинные, и уж если они издают постановление, например, как Собор 1917 / 18 годов учредил Патриаршество, то мы должны повиноваться соборным постановлениям и избранному ими Патриарху.
   Итак, пред нами два пути: один православный, возглавляемый православными Соборами и Патриархами, а другой путь самочинный, бунтарский, проклятый Вселенскими Соборами, – это путь обновленческих «священных синодов». Дело твое, избирать себе спасение или погибель. Бог и Христос насильно никого за Собою не влекут, и пусть обновленцы не лгут, что их якобы признают все Восточные Патриархи, а что нас-де они не признают.
   Пойми, друг, сам, что если обновленцы отрицают не только Патриархов, но и самое Патриаршество и считают его учреждением не христианским, мирским, гражданским, как бы языческим, то каким же это образом они могут искренно признавать Восточных Патриархов и их Патриаршество? Значит, у них здесь явная ложь, и, как всегда и все у них, она лишь до времени скрывается под оболочкой любезных писем к Восточным Патриархам.
   Обманывать Патриархов, да еще живущих за тысячи верст от нас и не имеющих возможности как следует разобраться в обновленческих делах, – это дело легкое, но истина всегда торжествует в конце. И Патриархи Восточные уже ведут самую тесную переписку с нашим Первоиерархом и временным Местоблюстителем Патриаршего Престола митрополитом Петром в лице его временного заместителя митрополита Сергия. Даст Господь, солнце Русской Православной Церкви выйдет из-за обновленческих туч, и истина Православия засияет во всей своей былой красоте на Русской земле. Настанет время, когда соберется настоящий православный Собор, изберет постоянного Патриарха, и под его главенством мы будем до гробовой доски духовно окормляться в Церкви Христовой.
   От души по-братски желаю тебе уйти от обновленцев, как от хищных волков, не щадящих стада Христова, и возвратиться в лоно нашей Святой Православной Церкви Христовой, возглавляемой ныне Местоблюстителем Патриаршего Престола митрополитом Петром и его заместителем митрополитом Сергием.

Казань, 1929 год,
октября 21 дня
Архив УФСБ РФ по Тверской обл.
Арх. № 21712-С. Л. 9–10.

Продолжение следует

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15
Взгляд на события История Рубрики

На следующую страницу

почта
© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.