Дух христианина

 

Взгляд на события История Рубрики

 

На главную

почта

Газета выходит два раза в месяц

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС

Вопросы и краткие ответы о вере

и о прочем, необходимом для знания христианина

Творение свт. Димитрия Ростовского

 

Окончание. Начало в № 15 (105) 
    Д
   Тайна Святого Покаяния

В. Что есть Покаяние?
О. Покаяние есть Тайна, чрез которую дается нам отпущение грехов, соделанных после Крещения, посредством разрешения их архиереем или иереем.
В. Какая материя сей Тайны?
О. Грехи, соделанные мыслию, словом и делом, и сам человек, кающийся в грехах своих, соделанных после Крещения.
В. Какая форма?
О. Разрешение от священника словами: «Господь и Бог Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия» и проч.
В. Кто строитель сей Тайны?
О. Священник.
В. Что должен соблюдать священник в строении сей Тайны?
О. Следующие семь обстоятельств: 1) кто, 2) что, 3) где, 4) коею помощию, 5) чего ради, 6) как, 7) когда.
Т.е.: кто кается? – Человек-христианин, православный, старый, женатый, девственник, разумный. – Что соделал? Т.е.: согрешил, преступил заповедь Божию – в чем и в чем. – Где? Т.е.: на каком месте, в церкви или в доме, тайно или явно. – Коею помощию? Т.е.: по совету, по повелению, по принуждению, по примеру, произвольно. – Чего ради? Естество ли того требовало или нужда и проч. – Как? Т.е.: обстоятельство того или другого греха. – Когда? Т.е.: в какое время, в голоде или в нужде, в немощи или в довольстве, в богатстве и проч. Рассуждая об этом, и сообразные епитимии налагать должно.
В. Как Иуда покаялся?
О. Он грех свой исповедал и цену возвратил; но так как, отчаявшись в своем спасении, шед удавися (Мф., 27, 5); то не получил прощения, ибо не восхотел молиться и просить прощения в грехе своем с надеждою на милосердие Божие.
В. Подобает ли прощать явных грешников?
О. Не подобает, – до тех пор, пока явно согрешающие явно и не покаются. Если же кто, с истинным раскаянием, объявит священнику согрешение, то оставляется в этом на волю священника.
В. В чем состоит епитимия?
О. Главное правило и свойство епитимии, как Христос сказал: иди и ктому не согрешай (Ин. 8, 11). Но при этом – поклоны, молитвы, милостыня, пост, назначаемые на время священником.
В. Была ли разбойнику епитимия?
О. Была.
В. Какая?
О. Он распят был на кресте, и ему перебиты голени на кресте.
В. Чем Тайна сия совершается?
О. Прощальною священническою молитвою.
В. От кого сия Тайна имеет силу прощения грехов?
О. От Христа – Спасителя нашего.
В. Где можно видеть образец епитимии?
О. В Евангелии – в епитимии Закхея, который чрез что согрешил, чрез то и покаялся.
В. Сколько частей заключает в себе епитимия?
О. Три: 1) скорбь о грехах, 2) устная исповедь и 3) определенная духовником самая епитимия.
В. Всегда ли грехи прощаются, если в них как должно покаемся?
О. Всегда: в какой час грешник с сердечным сокрушением возопиет – услышан бывает от Господа, как мытарь, Закхей, Манассия, Давид, блудница и прочие.

   Е
   Тайна Брака

В. Что есть Брак?
О. Брак есть Тайна нелицемерного согласия мужа и жены и сохранение супружеской верности и любви.
В. Какая материя сей Тайны?
О. Лица мужеского и женского пола непринужденно желающие законно сочетаться и извещающие сие пред священником.
В. Какая форма?
О. Священнические молитвы.
В. Что нужно в сей Тайне соблюдать?
О. Желающий вступить в Тайну супружества прежде всего должен соблюсти следующие благопотребные дела: 1) пост на несколько времени пред супружеством; 2) исповедь и причащение Святых Тайн Тела и Крови Христовой; 3) устранение – очищение всего препятствующего браку; 4) сохранение с обоих сторон веры, чести, чистоты; 5) не должны быть брачующиеся в свойстве, сродстве, кумовстве; а должны быть свободные, правоверные и прочее соблюсти, чего требуют правила.
В. Какая благодать Божия преподается в сей Тайне?
О. Честное рождение детей и чтобы любовь к жене не была препятствием к любви Божией. Если же кто имеет рачение к чужим женам, – там, хотя и есть еще между супружеством любовь, но уже не постоянная; а любви Божией нет – одна вражда на Бога.

   Ж
   Тайна Елеосвящения

В. Что есть Елеосвящение?
О. Елеосвящение есть Тайна, в которой чрез помазание освященным елеем и чрез молитву священническую дается больному благодатию Всесвятаго Духа исцеление от болезни и оставление грехов.
В. Какая материя сей Тайны?
О. Елей, для этого освященный, чистый, без всякой примеси.
В. Какая форма?
О. Молитва «Отче Святый, Врачу душ и телес» и проч.
В. Что нужно соблюдать в этой Тайне?
О. 1) Служителей сей Тайны, по чину церковному, должно быть семь священников; в крайней же нужде – два; а один хотя и может быть, но это неприлично и неудобно; потому что трудно (нельзя) оканчивать сию Тайну: нужно держать Евангелие над головою больного и в то же время читать молитву. 2) Больной же должен прежде исповедаться в грехах своих и потом уже принимать Тайну сию.
В. Откуда знаем о начале установления сей Тайны?
О. От Апостолов, ибо в послании Иакова пишется: болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя и проч. (Иак. 5, 14).
В. Когда сия Тайна преподается?
О. Сказано уже, что только немощным и кроме больных никому не преподается. Здоровые могут принимать оную только в Великий Четверток или в Великую Субботу, по твердо установившемуся церковному обычаю, но не по писанному преданию.
В. Почему преподается сия Тайна здоровым в Великий Четверток?
О. Поскольку в Великий Четверток, на Тайной Вечери, Христос установил Новый Завет Тела и Крови Своей; то не неприлично причаститься сей Тайны и здоровому человеку, неведущему дне и часа смерти.
В. Какая благодать Божия преподается чрез сию Тайну?
О. Отпущение забытых грехов, восполнение неисполненной больным епитимии и исцеление или облегчение телесной и душевной немощи (болезни).
О добродетелях
В. Что есть добродетель?
О. Христианская добродетель есть исполнение заповедей Божиих при помощи Божией и с согласием человеческого разума и воли на добро.
В. Сколько нужнейших христианских добродетелей?
О. Три: Вера, Надежда и Любовь; а нужнейшими они называются потому, что без них невозможно спастись.
В. От сих добродетелей какие рождаются другие?
О. Молитва, пост, милостыня, мудрость, правда, мужество, целомудрие.
В. Которые из них нужнейшие?
О. Любовь к Богу и любовь к ближнему; а нужнейшая любовь потому, что и в нынешнем, и в будущем веке пребудет безсмертна.

   О грехах

В. Что есть грех?
О. Грех есть преступление заповеди Божией.
В. Чем мы грешим?
О. Преимущественно – словом, делом и помышлением, а также пятью чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием.
В. Как грехи разделяются?
О. По Священному Писанию, иной грех бывает к смерти, а иной не к смерти.
В. Что есть грех смертный?
О. Грех смертный есть безчинное возмущение (похотение) человека против воли Божией; сей грех отлучает человека от благодати Божией и убивает все доброе в душе.
В. Как разделяются грехи смертные?
О. Грехи смертные разделяются на праотеческий и произвольные.
В. Что есть грех праотеческий?
О. Грех праотеческий есть преступление заповеди Божией, данной Адаму в раю.
В. Чем сей грех истребляется?
О. Кровию Сына Божия, в Святом Крещении.
В. Что есть грех произвольный?
О. Произвольный грех есть тот, который мы творим по Святом Крещении своим разумом и похотением, в совершенном возрасте нашем, против Божия и естественного закона.
В. Чем сей грех истребляется?
О. Чистым и истинным покаянием и Кровию Сына Божия.
В. Что есть грех не к смерти, т.е. простительный?
О. Простительный грех тот, который не лишает нас благодати и удобно может быть прощен.
В. Сколько грехов несмертных?
О. Исчислить грехи несмертные невозможно, по Псаломнику: грехопадения кто разумеет? (Пс. 18, 13).
В. Сколько грехов смертных?
О. Грехов смертных, начальнейших, главных – семь: 1) гордость, 2) лихоимство, 3) блуд, 4) зависть, 5) плотоугодие, 6) памятозлобие, 7) уныние. Все эти грехи называются начальнейшими, главными, большими, потому что от них прочие грехи происходят.
В. Чем побеждаются сии грехи?
О. Противными им добродетелями, т.е.: 1) гордость побеждается кротостию или смирением, 2) лихоимство – щедростию, 3) блуд – противлением плоти или чистотою, 4) зависть – любовию, 5) чревонеистовство – воздержанием и трезвостию, 6) памятозлобие или гнев – терпением и незлопомнением, 7) уныние – тщанием и трудолюбием.
В. Еще какие бывают грехи?
О. Следующие шесть, которые называются грехами против Святаго Духа: 1) излишнее упование на милость Божию; 2) отчаяние в своем спасении; 3) сопротивление, явленное утвержденной, несомненной истине, и отвержение Православной Христианской веры; 4) зависть к духовным благам, которые ближние наши приемлют от Бога; 5) пребывание во грехах и состарение в злобе; 6) нерадение о покаянии до конца жизни сей.
Есть еще четыре греха, которые вопиют на Небо об отмщении. Это: 1) вольное человекоубийство; 2) блуд содомский; 3) озлобление убогих, обида или утеснение вдов и сирот; 4) удержание наемной платы у трудящихся для нас.
В. Чем сии грехи побеждаются?
О. Добродетелями и хранением заповедей Божиих, сокрушением сердца, покаянием, исповедью и епитимиею.
В. Какие добродетели христианин должен особенно совершать и упражняться в них всегда?
О. Следующие: во-первых, день и ночь поучаться в законе Господнем, как Псалмопевец говорит в 1 псалме, и, во-вторых, молиться Богу на всякий час, как Христос увещевает в Евангелии: внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством, и печальми житейскими, и найдет на вы внезапу день той: яко сеть бо приидет на вся живущия на лицы всея земли. Бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся убежати всех сих хотящих быти, и стати пред Сыном Человеческим (Лк. 21, 34–36). Аминь.

«У исповедника»
Художник С. Милорадович

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15
Взгляд на события История Рубрики

На следующую страницу

почта
© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.