Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Школа в Кожухове

Окончание. Начало в № 24(42), 1(43)

Андрей Всеволодович и
Людмила Анатольевна Курбатовы
Фото Г. Симоновой

    Принцип принятия на себя ответственности педагогическим коллективом за результат образования любого ребенка побуждает педагогов совершенствовать систему образования в интересах ребенка, а не принуждать ребенка приспосабливаться к неудобной для него системе образования. Оценивая результаты своей деятельности, педагоги исходят из постулата, что каждый ребенок талантлив, и если результатов нет, то причина тому несовершенство педагога и системы, поэтому все наши педагоги интенсивно обучаются, разрабатывают авторские методики и технологии, что в конечном итоге приводит к устойчивому инновационному развитию системы образования Центра.
    За годы работы сформировался новый тип учителя-универсала, способного работать с дошкольниками и школьниками по программам основного и дополнительного образования. Каждый учитель, благодаря системе государственно-общественного управления, отчитывается перед участниками образовательного процесса за результаты своей деятельности по всем интересующим их параметрам. Это и есть критерий ответственности, который позволил показать самые высокие достижения как в процессе аттестации, так и в олимпиадах, творческих конкурсах и спортивных соревнованиях.

    Сейчас детям открыты огромные «возможности» информационного общества. Далеко не всегда они носят позитивный характер - компьютер, игровые автоматы, доступная информация о различных развлечениях, негативные программы СМИ. Легко ли детям в этих условиях сделать выбор в пользу образования? Как помочь им преодолеть соблазн тратить свое время на привлекательную, но деструктивную деятельность?
    Эта проблема в Центре образования решается в процессе совместного самостоятельного формирования общей системы ценностей. Диагностика показала, что во всех классах образование занимает лидирующие позиции в системе ценностей. Более того, для реализации своего дальнейшего образования учащиеся сами разработали рейтинговую систему оценки своей деятельности, благодаря которой можно быстро провести анализ состояния дисциплины и развития чувства ответственности, выработать меры для повышения эффективности процессов самовоспитания и самоорганизации. Огромное значение имеет то обстоятельство, что структура Центра позволяет реализовать практически любые позитивные интересы личности. У нас более 200 кружков по 11 направлениям, то есть любой ученик всегда может найти себе занятие по душе.

    Андрей Всеволодович, что вы можете добавить?
    Основная тема нашей работы - это создание образования третьего тысячелетия. Необходимо четко понимать, в чем заключается проблема третьего тысячелетия. Она состоит в нарастании противоречия между ростом технических возможностей и падением нравственности, духовности. То есть растут технические возможности, и их безнравственное применение может уничтожить земной шар. Это как большой Чернобыль. Дело в том, что знания, которые наработаны психологией, педагогикой и психиатрией, могут быть использованы как для развития человека, так и для его подавления, то есть для провокации деградации личности. И если эти знания еще помножить на мощь информационных технологий, то ребенок, попавший под их влияние, не сможет сопротивляться. И следовательно все знания, которые он получит, могут быть использованы против человека и против человечества.
    Таким образом, рост технических возможностей, как считают многие, неминуемо приведет к самоуничтожению человечества. Это и есть проблема сегодняшнего и будущего дня. Для того, чтобы обезпечивать устойчивое развитие цивилизации, необходимо, с одной стороны, решить задачу воспитания, разработать такие технологии, которые гарантировали бы положительное использование любых знаний, накопленных человечеством. И с другой стороны, разработать такой уровень обученности, который исключит рост ошибки в использовании технологий, приводящих к катастрофическим результатам. И вот эту проблему, как мне думается, мы решили. Мы разработалитакую систему воспитания и систему управления качеством образования, которые дали уже реальные результаты.
    Недавно прошел семинар, на котором мы обменивались опытом профилактики социальной безпризорности, безнадзорности, детской преступности и т. д., тех реальных бед и проблем, которые существуют в нашем обществе. Семинар проходил на нашей базе, потому что благодаря новой системе получены серьезные положительные сдвиги. Только наше отделение милиции из-за этого терпит упреки от начальства за то, что статистика преступности снижается. Руководство подозревает, что районное отделение милиции просто не регистрирует правонарушения. Хотя на самом деле объяснение кроется в другом. Благодаря тому, что школы района активно начали изучать новую систему и включились в эксперимент, бывший проблемный район по преступности, наркомании, смертей от передозировки наркотиков приобретает лучшие черты.

    Людмила Анатольевна! Какие ваши главные проблемы?
    Проблема для меня, как для руководителя, одна. Очень много в системе образования приходится писать лишних бумаг. И этот бумажный бум просто захлестнул школу. Жалко, что время наших завучей тратится на выполнение статистической работы, которой они заниматься не должны, но вынуждены делать это нередко даже ночами. Удивительно, что приходится заполнять ненужные статистические данные, одни и те же в пяти вариантах. Создается впечатление, что компьютерные технологии не освобождают человека от рутинной работы, а, наоборот, загружают его все новыми и новыми видами неэффективных затрат рабочего времени. Впрочем, виноваты, конечно, не сами компьютерные технологии, а отсутствие необходимой квалификации и компетентности у тех чиновников высших звеньев управления образования, которые, оказавшись не в состоянии самостоятельно выполнять аналитическую работу, перекладывают ее на плечи школы. Вообще последнее время складывается впечатление, что систему образования превращают в филиал центрального статистического управления, только работающий на безплатной основе. Но педагоги вынуждены тратить силы и отрывать на это время от работы с детьми! Поэтому, в итоге, информационный безпредел ущемляет интересы детей России.

    Андрей Всеволодович! Как складывается самый обычный Ваш день?
    Утром просыпаюсь часов в пять-шесть, краткая молитва. Потом готовлюсь к рабочему дню и иду в Центр образования, чтобы решать все насущные вопросы. День расписан полностью. Подведение итогов и анализ результатов иногда заканчивается в два-три часа ночи.

    Людмила Анатольевна, Вы счастливы?
    Да, потому что я имею возможность помогать детям справляться с трудностями современной жизни и видеть результаты своего труда.
    Я счастлива тем, что никогда не изменяю себе и своим принципам. И выпускникам Центра образования всегда говорю: «Ребята, самое главное - не изменять себе. Даже маленький шаг в сторону измены идеалам добра может повлечь длинную череду вынужденных шагов служения злу». Особенно сейчас. Время тяжелое, индустрия соблазнов требует жертв, которыми все чаще становятся дети. Поэтому надо учить их отстаивать свои идеалы. И я счастлива тем, что нам удалось создать коллектив единомышленников. Люди понимают, ради чего мы здесь.

Беседовала Галина Симонова

 

Святитель Иоанн Златоуст о христианском воспитании детей    

    Святитель Иоанн Златоуст с особенною убедительностью преподает драгоценные советы относительно воспитания детей. Приведем некоторые из них.
    «Хочешь, чтобы сын твой был послушен? С детства воспитывай его в наказании (т. е. наставлении) и учении Господни. Не думай, чтобы слушание Божественных Писаний было для него делом излишним. Там он услышит прежде всего: „Чти отца твоего и матерь твою," - слова, направленные к твоей пользе. Все у нас должно быть второстепенным сравнительно с заботой о детях и с тем, чтобы воспитывать их в наказании и учении Господни. Кто прежде всего научается быть любомудрым, тот чрез это приобретает богатство, превосходящее всякое богатство и величайшую славу. Душе, с первых лет получающей впечатления слова Божия, трудно забыть страх Божий. Нежный возраст легко принимает и, как печать на воск, напечатлевает в душе то, что слышит; преимущественно с этого времени наклоняется жизнь людей к добру или злу. Если, начиная от самых дверей жизни, отводят их от зла и наводят на путь правый, то добро обращается у них в господствующее свойство и природу, потому им не так легко перейти на сторону зла, когда сама привычка будет влечь их к добру.
    - Не говори, - продолжает Святитель, - что в детстве еще не время заниматься верою; я утверждаю, что такое занятие не только полезно, но и необходимо для этого возраста. Как мягкий воск легко воспринимает черты, на нем запечатлеваемые, так и дети принимают впечатления без больших усилий. В этом-то возрасте вкореняются на всю жизнь наклонности порочные или добродетельные. Если дети заблаговременно привыкнут к добрым чувствованиям, то можно надеяться, что они и после не уклонятся ко злу, они приобретут себе уважение людей рассудительных, и еще в детстве достигнут той ранней зрелости, которая впоследствии будет для них руководством во всех действиях».

Прот. Г. Дьяченко.
Искра Божия. - М.:1991 

Противоядие потом будет подобрать непросто...

    В нашу смутную эпоху всем необходимо уразуметь, что каждый человек, разглядывающий срам (а большинство нынешней рекламы иначе и не назовешь), в какой бы тонкой, интригующей форме он ни был преподнесен, оскверняется. Противоядие же потом будет подобрать непросто. Обманываются те, которые считают себя только мимолетными зрителями: до факта воплощения греха в жизнь, - полагают они, - не дойдет.
    А ведь косвенный зритель - все равно хранитель образа похоти в сердце. Известно, что особенно скрытая, не контролируемая сознанием реклама въедается в подсознание и принуждает человека постоянно вожделеть, представлять умиленный образ. А все время повторяющиеся картинки (примерно на одну и ту же тему) помогают произрасти ядовитому ростку греха.
    Душа, усладившись однажды, точно наркотиком, представлением греха, начинает искать повторения пережитого ощущения.
    А когда человек докатится до тяжелого падения (грех претворится в поступок), тогда уже он и не вспомнит, не догадается: где, когда душа была инфицирована, а болезнь-то эта - к смерти...

Иерей Георгий Модянов

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.