Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

 

Чему учат детей в школах?

Прп. Иустин (Попович)

 
    Чему на улицах? Чему, чему? - диаволу! Чтобы попирал он все Божие, все Христово! Вот образчик воспитания в сегодняшних школах - ты не смеешь даже упомянуть о Христе, ведь Христос - это, дескать, вымысел - да, да! Этого и хочет диавол, чтобы не было Бога в человеческом сердце, чтобы этот миp был не Божиим храмом, а сумасшедшим домом диавола.

     Да он и в самом деле превратился в дом умалишенных. Разве не видите, разве не замечаете, как один народ сходит с ума вслед за другим, как все бросились друг на друга, все грабят, все требуют, все отнимают друг у друга - и все им мало. Чем же стал этот мир? - Ареной действия диавола, его вотчиной! Ведь чему нас учат, чему поучает нас Европа? - Что эта жизнь должна быть без Христа, без Бога. А потому эта жизнь и становится чем? - Сумасшедшим домом, именно так!
    Восстали все на каждого и все на всех! Всем всего мало, все мало да мало, а ведь этот богатый и прекрасный Божий мир, этот Божий храм сколь величествен, сколь обилен для каждой души - всеми присущими ему божественными силами. Только открой свою душу Богу, а не диаволу. Изгони из себя грех, очисти себя от самолюбия. Все захлебнулись - все, помышляя только о земных богатствах, о благосостоянии, о приисках, о заводах... А душа, а души - что с ними? Где душа европейского человека? Где души? Все разнежилось в страстях и похотях миpa сего, в его наслаждениях. Все души заблудились, все ринулись в грех, все обезумели в усладах. Мало удовольствий, мало наслаждений людям, дайте еще больше! И все делается, все творится, все расточается! Все! Дабы только устроить для людей как можно больше удовольствий, а это означает - избиение душ! Души умирают и гибнут. Тысячи и тысячи, миллионы душ погибают в наслаждениях, в наслаждениях диавольских, в страстях и похотях миpa сего...

Введение во храм Пресвятой Богородицы, 1965


«Русская литература - надежная опора в воспитании сербской молодежи»

 
    В Белграде мы познакомились со скромным преподавателем сербского языка и литературы Джокой Гагичем. Решив поинтересоваться состоянием среднего образования в Сербии и составить общее представление о сербской школе и об отношении сербов к русской литературе, мы задали Джоке Гагичу несколько вопросов.
Джока Гагич, преподаватель русского языка и литературы
   

    Трудно ли быть в наше время преподавателем сербского языка и литературы в Сербии?
    - Нет ничего трудного в том деле, которое любишь. Моя профессия не приносит мне большого дохода. Единственное, что повлияло на мой выбор, когда настало время решать, чему себя в этой жизни посвятить, это любовь к литературе. Но не сразу я определился, сначала окончил училище электротехники и автоматики, потом увидел, что лучше избрать то, что дорого твоему сердцу.

    Как обстоят дела со школьным образованием в Сербии? Какой литературе отдается предпочтение?
    - Программа средней школы относительно моего предмета в основном базируется на русской классической литературе. Конечно, в начале и в середине обучения больше внимания уделяется сербскому эпосу, благодаря чему дети учатся почитать и любить историю своего народа, постепенно в программу входят произведения русских писателей и к концу школы, когда окончательно формируется личность и самосознание человека, русской литературе посвящается основная часть программы. Изучаются произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Чехова и Достоевского.
    Из творчества Пушкина в школьную программу входят поэмы «Цыгане» и «Евгений Онегин». У нас есть замечательный перевод его произведений, созданный еще в начале XIX в. До языковой реформы Вуки Караджича наш язык еще больше был похож на русский и назывался славяносербским. Тогда совсем легко было понимать русскую литературу. Реформа внесла свои изменения, установив определенные грамматические правила. Но так или иначе, русская поэзия у нас представлена на высоком качественном уровне. Раньше наша сербская митрополия приглашала русских учителей из России. Так, первую русскую школу в Сербии открыл Эммануил Козачинский...
    Также в программу входит произведение Шолохова «Тихий Дон», которое продолжает тему человеческих взаимоотношений и затрагивает мировоззренческие вопросы.
    Венцом преподавания литературы в школе является Достоевский, его произведениям посвящено самое большое количество часов. В основном мы изучаем «Преступление и наказание».
    Духовное формирование личности в школе напрямую связано с русской литературой.
    Конечно, мы не можем говорить о том, что благодаря изучению литературы в школе дети обретают веру в Бога, мы такой задачи перед собой не ставим, но направляем учеников к тому, чтобы они заинтересовались духовными вопросами и задумались над смыслом жизни. И тут без русской литературы не обойтись. Она влияет на определение жизненных и моральных ценностей, формирует душевную глубину и широту.

    Как воспринимают ученики суть покаяния через изучение произведений Достоевского?
    - Покаяние является стержневой темой во время обсуждения произведения «Преступление и наказание». Как правило, эта тема всегда присутствует во время выпускных экзаменов по литературе.
    Надо сказать, что в наше время вообще тяжело преодолевать духовную лень и равнодушие к чему-то возвышенному или трагически глубокому. Дети атакованы современной пустой беллетристикой, телевидением, компьютерными развлечениями, не так просто добиться от них интереса к внутренней духовной жизни. Появилась и такая тенденция среди учащихся: когда им предоставляется выбор между изучением русского и английского языка, многие склоняются к последнему по той простой причине, что, владея английским языком, можно найти себе более высокооплачиваемую работу. И здесь уже идет выбор между духовными и материальными ценностями. Ученики, осознанно выбирающие русский язык, имеют иное душевное устроение, и, как правило, они обладают некими творческими задатками. Именно эта группа учеников испытывает искренний интерес к русской литературе, они больше расположены к тому, чтобы размышлять на тему покаяния.
   Следует упомянуть, что в школе, где я работаю, завуч организовывает время от времени поездки в Черногорию в монастырь Острог для поклонения мощам св. Василия Острожского. Обычно с нашей школы набирается два автобуса. И это уже хорошо. Сейчас в школах преподается Закон Божий, но, к сожалению, во многих семьях утрачены православные традиции, и возвращаться к своим корням непросто. Покаяние - чисто христианское понятие. Конечно, Достоевский нас возвращает к истокам, но здесь нужен немалый собственный душевный труд, и требуется приложить волевые усилия. И здесь мы, преподаватели, делаем то, что в наших силах.
    Надо отметить, что с завершением коммунистического периода школьная программа по истории и литературе изменилась коренным образом. Теперь трудно найти ученика, который бы ничего не знал о св. Савве Сербском, о св. князе Лазаре и о Косовской битве. В принципе, завет святого князя Лазаря, призывающий нас выбирать Царство Небесное и отбрасывать привязанность к земному, является стержнем сербской поэзии, начиная с XIV в.
    Большое внимание в школе уделяется изучению произведений П.П. Негоша, в особенности разбирается на уроках его поэма «Горный венец», где четко выражено вероопределение сербов и звучит призыв к защите Православия. Эта поэма посвящена противостоянию черногорцев местным туркам во времена 500-летнего османского ига.
    Произведение начинается с монолога владыки Даниила. Владыка призывает сербский народ прекратить все внутренние раздоры, достигнуть единства и собрать силы для борьбы против завоевателей. Его речь звучит на большом народном соборе в Цетинье, где присутствуют и отуреченные сербы, которые принесли подарки от султана, его приглашение посетить двор и вместе с тем письмо с угрозами Владыке. Владыка отказывается от подарков и отвечает султану, что ничего не боится. Параллельно описываются семейные разногласия между сербами, принявшими магометанство и теми, которые не изменили Православию. Отуреченные родственники забывают свои традиции, теряют всякую связь с близкими и в итоге поднимают против них оружие.
    В Сочельник приходит к Владыке Даниилу игумен Стефан, играет на гуслях и поет патриотические песни. Обсуждается внутрисемейная вражда, на что игумен Стефан говорит: «Нет двух истин, и не может быть союза правды с неправдой». Он воодушевляет народ на борьбу в защиту Православия и за освобождение Родины от иноверцев.
    Конечно, вся наша сербская литература докоммунистического периода глубоко православна, и она помогает молодежи ориентироваться в современном мире, способствует формированию личной позиции относительно разных событий, в том числе и относительно нынешней ситуации на Косове и в Метохии. Русская же литература всегда являлась и является надежной опорой в воспитании сербской молодежи. Она была, есть и будет одним из источников нашего духовного роста. Будем надеяться на то, что нам общими усилиями удастся сохранить то самое ценное, что веками приобреталось в отношениях между Сербией и Россией.

* * *

Сербия и Россия,
Гордость нас разлучает,
Нет без кротости мира -
В своеволии все утопает.
Оживляемся лишь тоскою
По сердечности и теплоте,
Омытыми братской слезою,
И по жертве за всех во Христе!
Как умирать за правду мы знаем,
Научиться бы жить за нее,
Не бросаться впустую словами,
Но правдой отбросить гнилье.
Что без Христа мы стоим? -
Злоба, грех и нытье,
А во Христе мы достойны
Пролить друг за друга кровь.
Мы призваны к братству и славе,
Чтоб в Царстве Небесном жить, -
Откинем же гордость, братья,
Чтоб ризу единства сшить.

Беседовала
Екатерина Василевич

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.