Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
РУССКАЯ СВЯТОСТЬ

 

«Солнце Земли Русской»

(23 ноября / 6 декабря - день памяти благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия)

Александр Невский
Худ. Гончаров А.Д.

    Ростом он был выше других людей; его голос, как труба... Лицом он был как Иосиф прекрасный, которого египетский царь поставил вторым (по себе) царем над Египтом. Сила у него - половина силы Самсоновой. Бог наделил его храбростью римского царя Веспасиана, покорившего землю иудейскую», - так описывают князя Александра Невского современники.
    Великий князь Александр был послан нам Богом в то время, когда, по выражению историка Д.И. Иловайского, «характер монгольского ига только что определялся, когда устанавливались самые отношения покоренной Руси к ее завоевателям». И нет никаких сомнений, что именно благоверному Князю обязана Русь сохранением русской государственности, святой веры и церковного устройства, благодаря чему мы смогли вновь объединиться и через 140 лет одержать победу на Куликовом поле.
    Победитель шведов и «непобедимых» тевтонских рыцарей, усмиритель литовских и финских племен, Александр Невский понимал, что разоренная Русь в то время была не в состоянии освободиться от татарского ига. Поэтому в наиболее критические моменты для русских земель князь Александр ездил в ставку хана и всякий раз возвращался с радостными вестями: избавлял родину от очередного опустошительного набега, выкупал пленных, получал разрешение на устройство в столице Орды - Сарае - русской епархии, добивался освобождения русских от тяжкой обязанности - нести военную службу в татарских полках и др.
    «В качестве Великого Князя он умел не только отклонять новые татарские нашествия и давать некоторый отдых народу от страшных погромов, но и знаками глубокой покорности, а также обещанием богатых даней умел отстранять более тесное сожительство с варварами и удерживать их в отдалении от Руси...», - пишет Д.И. Иловайский.
    Следует отметить, что еще в первую поездку в ханскую ставку к Батыю мужественный защитник Православной веры, памятуя о судьбе князя-мученика Михаила Черниговского, твердо отказался исполнить языческие обряды, заявив: «Я христианин, и мне не подобает кланяться твари». Батый, как рассказывают современники, «подивился ему и сказал своим вельможам: „Правду говорили мне, что нет другого подобного Князя", - и отпустил на Русь с великой честью».
    Пользуясь великой нашей бедой, западные враги, не способные победить в открытом бою невского героя, пытались подчинить его себе, склонив в латинство. На все ухищрения папы Александр Ярославич дал убедительный ответ: «То, что совершилось от создания мира до потопа, и от потопа до разделения языков и до Авраама, от Авраама до исхода израильтян из Египта и до перехода Чермного моря и до смерти Давида царя, от начала царствования Соломона и до римского императора Августа, при котором родился Спаситель мира Христос, и до страсти, Воскресения и Вознесения Господа и до Первого Вселенского Собора и прочих Седми Вселенских соборов - все это мы хорошо знаем, а в вашем учении не нуждаемся и не примем его».
О жизни и деяниях св. блгв. Александра Ярославича сохранилось наибольшее число сказаний, ибо наш народ еще при жизни Князя почитал его за великие подвиги во славу Руси. Когда митрополит Кирилл во время Литургии сообщил о кончине Александра Невского: «Чада моя милая, знайте, что закатилось Солнце Земли Русской!», - то весь народ в один голос вскрикнул в скорби: „Погибаем!"».
    Но и после своей кончины благоверный князь Александр Ярославич не прекратил своего великого служения Русской земле, всегда являясь предстателем и скорым помощником в самые трудные минуты жизни нашего Отечества.
    Блаженне Александре, прииди в помощь твоим сродником и побори борющия ны.

   

Святитель Митрофан Воронежский

(день памяти 23 ноября / 6 декабря)

Перенесение мощей свт. Митрофана Воронежского 25 июня 1833 г.
Гравюра XIX в.

    По учреждении Московским Церковным Собором 1681-1682 гг. Воронежской епархии свт. Митрофан стал ее первым епископом. Он участвовал в венчании на царство братьев-царей Иоанна и Петра, был очевидцем стрелецкой смуты.
    Положил много трудов по устроению обширной окраинной епархии, обращая главное внимание на усиление святой ревности духовенства, был строгим блюстителем церковных уставов и правил благочестия. Заботился о чистоте нравов паствы, боролся против увеселений, носивших безнравственный характер и против западного духа, насаждавшегося в России.
    Помогая Петру I, строившему в Воронеже флот, он, несмотря на угрозы Царя, категорически отказался пройти к нему во дворец мимо обнаженных скульптур языческих богов. Петр, очень почитавший Святителя, в конце концов смирился и убрал статуи. А после смерти Владыки, последовавшей 23 ноября 1703 г., Царь нес на руках его гроб.
    Воронежский Владыка своим мужественным поведением показал пример отношения к «возрождению» язычества в России.
    К сожалению, противостоять натиску апостасийного, но технически развитого запада, когда сам царь «открыл окно в просвещенную Европу», было крайне трудно. Строившаяся «северная столица» была сплошным языческим капищем: причудливые фонтаны в виде обнаженных античных фигур, амурчики под потолками дворцов, в которых не оставалось места для икон, статуи греческих и римских богов... К этому русскую знать начали приучать с XVIII века.
    Россия переставала осознавать себя Святой Русью...

 

Преподобномученик Кронид (Любимов)

(день памяти 27 ноября / 10 декабря)

Архимандрит Кронид, 1937 г.

    Преподобномученик Кронид (в миру Константин Петрович Любимов) родился 13 мая 1859 г. в семье псаломщика сельской церкви. В 1877 г., не окончив курса в Волоколамском духовном училище, поступил послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.
    В феврале 1883 г. был назначен келейником наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Леонида (Кавелина), ученика Оптинских старцев и одновременно ученого монаха. Как и другие насельники, он окормлялся у духоносных старцев, в том числе у затворника Зосимовой пустыни иеросхимонаха Алексия (Соловьева; 1846-1928). В 1889 г. был рукоположен в сан иеродиакона, а в 1892 г. состоялась его священническая хиротония. Исполнял послушание смотрителя литографии и фотографии, с 1896 г. усердно трудился в звании смотрителя Московского епархиального училища иконописи. В 1905 г. он был назначен экономом Санкт-Петербургского Троицкого подворья и много сделал для его восстановления. В это время он неоднократно общался с будущей преподобномученицей Елизаветой Федоровной.
    Архимандрит Кронид был ревностным проповедником. Видя ослабление веры в русском обществе, он призывал своих соотечественников к покаянию, предупреждая о грядущих от распространяющегося вольнодумства и неверия бедах. Только покаяние могло избавить страну от потрясений и казней, следствия ширящегося отступления от веры и Церкви: «Если русский народ не опомнится и не придет к Богу в покаянии, то стране нашей несомненно грозит опасность гибели от безбожия и безначалия. В городе - дневной и ночной грабеж, и некому будет спасать от этого.
    Не придется ли тогда и нам поступать так же, как сделали наши предки, пославшие к варягам послов просить их к себе в начальники, говоря: „Земля наша велика, а порядка в ней нет: придите и княжите над нами". Но может случиться нечто худшее этого: враги сами придут к нам незваные, как некогда приходили монголы, и, пользуясь междоусобием, овладеют нашей страной и будут водворять в ней „порядок" по-своему».
    9 января 1915 г. Святейший Синод Русской Православной Церкви назначил архимандрита Кронида наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
    Осенью 1918 г. началась конфискация имущества Троицкой обители, а в 1919 г. - кампания по вскрытию святых мощей. Наместник Лавры неоднократно обращался к представителям новой власти с просьбой не допустить безсмысленного кощунства. Однако, несмотря на протесты верующих, освидетельствование мощей Преподобного Сергия все же состоялось. Затем на протяжении нескольких месяцев братию Лавры выселяли из обители. Окончательно Лавра была закрыта 7 мая 1920 г.
    Архимандрит Кронид был оставлен как староста охраны Лавры. Вначале он жил в селе Братовщина у старосты храма, затем - в Гефсиманском скиту, в скиту Параклит, с 1929 г. до кончины - в частном доме недалеко от Кукуевского кладбища в Сергиевом Посаде. Дом, где нашел приют отец Кронид, в следственном деле называется «домашним монастырем», «продолжением Лавры». Здесь совершались богослужения по монастырскому чину, проходили тайные монашеские постриги. 11 октября 1937 г. против архимандрита Кронида было возбуждено уголовное дело. 21 ноября 1937 г. он был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. На вопрос следователя об отношении к советской власти архимандрит Кронид ответил: «Я по своим убеждениям являюсь монархистом <...> существующую советскую власть признаю как верующий: она послана народу как испытание его веры в Промысл Божий».
    7 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила архимандрита Кронида к расстрелу. Он был расстрелян 10 декабря 1937 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.
    Отец Кронид верил в духовное возрождение России после тяжких испытаний. «Русский горизонт покрыт темными облаками, но Провидение бодрствует над Россией, и верится, что из грозных туч рано или поздно проглянет, наконец, желанный светлый луч и согреет окаменевшие сердца наших русских братьев во Христе <...> и семя слова Божия возрастет в сердцах русских людей тучной нивой».
    Наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Кронида чтили при жизни, почитают и в настоящее время.
    На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. архимандрит Кронид причислен к лику святых Русской Православной Церкви

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.