Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Анадырского и Чукотского Диомида

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
РУССКАЯ СВЯТОСТЬ

 

Из духовного сокровища царской семьи

    Духовная жизнь Царской Семьи была прикровенна. Мало кто ее знал.
    В последний день своей земной жизни Царственные Мученики читали книги Пророка Амоса и Пророка Авдия, вот эти пророческие строки: Не пощажу его, ибо он пережег кости царя Едомского в известь… (Амос. 2, 1). Книги, которые были с Царской Семьей во время ее заточения в Тобольске и Екатеринбурге, говорят не только о духовном состоянии Августейшей Семьи, о крепкой, глубокой вере, смирении, всепрощении и духовной бодрости. Они являются духовным завещанием и наставлением Царственных Страстотерпцев всем нам. Да будут слова, подчеркнутые ими и кровью их засвидетельствованные, нам на духовную пользу. Терпение скорбей, их перенесение и стремление быть верными заветам Господа больше всего занимают внимание Августейших. «Желающий быть подражателем Христу, чтобы при посредстве этого получить звание сына Божия, рожденного духом, прежде всего должен переносить благодушно и терпеливо все случающиеся с ним скорби, как-то: телесные болезни, обиды и поругания от человеков и наветы от невидимых врагов, потому что по Промыслу Божию, распоряжающемуся всем премудро и со всеблагою целью, такие испытания различными напастями попускаются душам, чтобы обнаружилось явственно, которые из них любят Бога искренно <…>, зная, что без Бога ничего не случается с нами. И потому душе, желающей благоугодить Богу, прежде всего должно вооружиться терпением и надеждою» (Преп. Макарий Великий).
    Вся жизнь Царственных Мучеников была преисполнена веры, надежды, терпения и духовной работы над собой: «И искушения, и скорби, – читаем мы, – посылаются человеку к пользе его; они доставляют душе опытность и крепость…».
    Окруженные врагами, узники укрепляли себя примерами святых мучеников и Самого Господа: «Не следует христианам приходить в недоумение при напастях: подвергаться преследованию – неотъемлемая принадлежность Истины. Мученики, прошедшие через многие виды мучений, явили силу непобедимого мужества, подчинившись самой смерти насильственной: после этого они удостаиваемы были венцов. Чем многочисленнее и тягостнее были их страдания, тем большие получали они славу от Бога и дерзновение к Богу». «Очевидно: за Христа наносятся нам эти скорби супостатом… он усиливается ввергнуть души наши в расслабление и уныние… Но мы сражаемся со Христом – и разрешаются все ухищрения врага против нас. Христос – великий, непобедимый Покровитель и Заступник наш… Нам заповедано взять крест наш и последовать Христу, что значит – быть постоянно готовым к смерти. Если будем в таковом расположении и настроении духа, то как сказано, будем переносить с великим удобством всякую скорбь, и внутреннюю, и находящую извне… Говорящие, что любят Господа, пусть докажут справедливость своих слов не только великодушным терпением всех случающихся скорбей, но и терпением охотным, с любовью, ради надежды, отложенной в Господе».
    Заключенные в жизни осуществляли заповеди Христовы:
    «Господь… повелел искать ПРАВДЫ БОЖИЕЙ: эта Правда – мать любви. Невозможно спастись иначе, как через ближнего. ОТПУЩАЙТЕ, – заповедал Господь, – И ОТПУСТИТСЯ ВАМ. В этом заключается духовный закон… Итак, исполнение закона заключается в прощении обид… Исполняющие закон духовно и, по мере исполнения, делающиеся причастниками благодати, любили не только благодетельствовавших, но и поношающих их и гонящих, ожидая получить любовь в воздаяние добродетели. Добродетель их состояла не только в том, что они простили нанесенные им обиды, но и в благотворении душам обидчиков, молясь за них Богу, как за те орудия, при посредстве которых они получат блаженство, по свидетельству Писания: блажени есте, егда поносят вам и ижденут».
    Вспоминая, в каком положении находились те, кто подчеркивал эти строки, преклоняешься перед их духовным устремлением.
    «Живая вера – крепкий столп: Христос для верующего в Него такою верою – все» (Преп. Марк Подвижник).
    И чувство страдальцев обращается покаянно на себя:
    «Исследывай свои грехи, а не грехи ближнего, и не будет окраден твой духовный подвиг… всматривайся в окончательное последствие всякой скорби и найдешь, что оно заключается в истреблении греха».
    «Никто не избежал скорби иначе, как при посредстве молитвы и покаяния… Каждый жнет, что посеял… Не оставляй неизглаженным греха, хотя бы он был и самомалейший: иначе он повлечет тебя к большому злу… Если хочешь спастись, возлюби правдивое слово и никогда не отвращайся обличений… Лучше молиться с благоговением о ближнем, нежели обличать его о всяком прегрешении… Кающийся истинно подвергается поруганию безумных; это служит для него знаком благоугождения Богу…».
    Но скорби бывают ниспосланы не только за грехи:
    «Не думай, что всякая скорбь попускается человекам за грехи их: искушаются и благоугождающие Богу… ВСИ ХОТЯЩИЕ БЛАГОЧЕСТНО ЖИТИ О ХРИСТЕ ИИСУСЕ, ГОНИМЫ БУДУТ».
    Много подчеркнуто слов о молитве:
    «Во всяком деле и обстоятельстве неопустительно прибегай молитвою к Богу, чтобы во всем иметь помощь Божию».
    «ПОДОБАЕТ ВСЕГДА МОЛИТЬСЯ, НЕ ПРЕДАВАЯСЬ УНЫНИЮ».
    Наряду с молитвой мы видим и великое доверие к Господу:
    «Господь в свое время воздаст каждому должное».
    И заботу о соблюдении Его заповедей:
    «ЛЮБЯЙ МЯ ЗАПОВЕДИ МОИ СОБЛЮДАЕТ И ВОЗЛЮБЛЕН БУДЕТ ОТЦЕМ МОИМ, И АЗ ВОЗЛЮБЛЮ ЕГО, И ЯВЛЮСЯ ЕМУ САМ».
    «Великое дело подавать милостыню убогим, когда имеются деньги, но миловать согрешающего против нас ближнего настолько выше и настолько более способствует к получению прощения, насколько душа, по естеству, превосходнее тела».
    Несмотря на страдания, должна быть радость и бодрость:
    «Во всяком времени, месте и деле будем твердо держаться одной цели, чтобы нам, подвергаясь различным обидам от человеков, радоваться, а не скорбеть, – радоваться не просто, не безсмысленно: радоваться на том основании, что обретаем благоприятный случай к получению прощения в наших согрешениях, прощая ближнему.     В этом заключается РАЗУМ ИСТИНЫ».
    Уныния не должно быть:
    «Нет причины для страждущего горячкою к самоубийству: так никому и ни в каком случае, даже до последнего издыхания, не должно отчаиваться».
    Затем следуют цитаты о смирении и кротости:
    «В том, кто стяжал смирение, не проявляются ни ненависть, ни прекословия; не слышится из него вони непокорности». «Иное превозноситься, иное – не превозноситься, и иное – смириться. Находясь в первом устроении, мы судим и осуждаем ближнего в течение всего дня; находясь во втором – не судим и не осуждаем ни других, ни себя; в третьем – будучи оправданы перед Богом, осуждаем себя непрестанно». «Кротость состоит в том, чтобы при оскорблениях от ближнего не чувствовать оскорбления и чисто молиться о нем». «Простота всегда соединена со смирением». «А гордость – и начало, и совершенство всех зол». «От забвения грехов образуется гордость: памятование грехов – причина смирения». «Кротость есть неколеблющееся устроение души, пребывающее одинаковым при поношении и при похвалах». «Блажен тот, кто, укоряемый и унижаемый ежедневно, понудил себя к терпению ради Бога; он примет участие в вечном празднике мучеников и вступит дерзновенно в общение с Ангелами».
    «Усердно пей поругание, как воду жизни, от всякого человека, покушающегося напоить тебя чистительным врачеством, изгоняющим из сердца сладострастие. Если будешь руководствоваться этим правилом, то глубокая чистота воссияет в душе твоей, и свет Божий не оскудеет в сердце твоем».
    И опять, какая вера в Промысел Божий:
    «Должно веровать, что ничего не случается без Промысла Божия. Где действует Промысел Божий, оттуда истекает всевозможное добро, всевозможная польза для души, потому что все, что ни делает с нами Бог, делает ко благу нашему, делает любя и милуя нас, – и мы должны О ВСЕМ БЛАГОДАРИТЬ благость Его, по наставлению апостола, никогда не предаваясь печали и малодушию по причине случившегося с нами. Все, что не постигнет нас, будем принимать без смущения, со смиренномудрием и упованием на Бога, веруя, как я сказал, что все, что ни делает с нами Бог, делает по благости Своей, любя нас и во благо нам, что иначе не может быть нам пользы, как тем способом, которым устраивает Бог». «Бог источник премудрости. Он ведает полезное нам, и сообразно ведению устраивает все, относящееся к нам, даже до мелочей. Богу все возможно; для Него нет ничего невозможного. Зная, что Бог любит и милует создание Свое, что Он – источник премудрости, что Он ведает, каким образом должно устраивать наши обстоятельства, что нет ничего невозможного для Него, что все служит воле Его, так же, зная, что все, что Он ни делает, делается к нашей пользе, мы обязаны принимать все, попускаемое нам, хотя бы то было и скорбное, как от Благодетеля, как от Владыки, с благодарением. Все совершающееся совершается по праведному суду Божию, – и Бог, безконечно милостивый, не презрит нас ни в какой скорби нашей – и самой малейшей».
    Так готовилась Августейшая Семья к мученической кончине.
    «Бог не попускает нам искушений, превышающих нашу силу». «Если кто переносит напасть с терпением и смирением, то она пройдет безвредно для него». «Терпи, подвизайся и моли Бога» (Преп. авва Дорофей).
    Нелегок был духовный подвиг заключенных. В книге подчеркнуто: «Крепость желающих приобрести добродетели заключается в том, чтобы не малодушествовать, когда падут, чтобы не приходили в отчаяние, но продолжали подвизаться». «ЯКО МНОГИМИ СКОРБЯМИ ПОДОБАЕТ НАМ ВНИТИ В ЦАРСТВО БОЖИЕ».
    Нелегко было терпеть поношение окружающих: «Не ищи любви от ближнего. Ищущий любви, если не видит ее, смущается. Лучше ты покажи любовь к ближнему. Поступив так, и сам успокоишься, приведешь ближнего к любви».
    В подвиге духовном надо избежать греха осуждения:
    «Не желай знать пороков и согрешений ближнего твоего и не принимай на него подозрений, внушаемых врагом… За все благодари, стяжи благость и святую любовь… Ничего нет хуже осуждения, сказали Святые Отцы». «Имеем о чем заботиться. Каждый внимает себе и своему злу. Оправдывать и осуждать человека принадлежит Единому Богу, Который знает устроение, силу, обстоятельства, дарования, телосложение, способности каждого и соразмерно этому судит каждого судом, постижимым Единому Богу».
    Надо иметь любовь:
    «Стяжаем любовь, стяжаем милосердное сердце к ближнему…» «Не питай вражды ни к какому человеку. Иначе Бог не будет принимать молитвы твоей. Имей мир со всеми и будешь иметь дерзновение в молитве». «Надо, чтобы ты забыл оскорбления и обиды, нанесенные тебе ближним…». «Сын Божий соделался Человеком, чтобы последователи Его уподобились Ему смиренномудрием, нестяжанием, уничиженным положением в мире, перенесением обид и поруганий, безпопечительностью о теле, пренебрежением наветами лукавых демонов. Кто, победив страсти, придет в это состояние, тот – Христов, тот – сын Божий и брат Иисуса». «Господь сказал: „АМИНЬ, АМИНЬ, ГЛАГОЛЮ ВАМ: АЩЕ НЕ ОБРЯЩЕТЕСЯ И НЕ БУДЕТЕ ЯКО ДЕТИ, НЕ ВНИДИТЕ В ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ“». «Тщательно внимай себе и веруй, что укоризны и безчестия, переносимые ради Господа, составляют великое приобретение для души твоей, служат ей средством спасения. Претерпевая их усердно, не смущайся. Помышляй, что ты достоин пострадать несравненно больше за грехи свои. Говори себе сам: „велико для меня, что удостаиваюсь понести эти страдания и огорчения ради Господа…».
    «Бог присутствует везде и видит все». «Уповай на Него Единого». Эти слова подчеркнуты в книге Императрицы.
    Таковы мысли, таковы чувства, которые воспринимали и переживали члены Царской семьи, находясь в заключении, – свидетельства достигнутой духовной высоты. С такими настроениями они готовились к последнему испытанию, к подвигу мученической кончины. Закончим выписки словами, подчеркнутыми в книге великой княжны Татианы Николаевны: «Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть, как на праздник, <…> становясь перед неизбежною смертью, сохраняли то же самое дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту… Они шли спокойно навстречу смерти потому, что надеялись вступить в иную духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом».
    Мы знаем, что все эти мысли, настроения и духовные устремления засвидетельствованы Царской Семьей всею жизнью и мученической кончиной. В испытании и скорби вера их росла и крепла…

По книге: Пасхальная память /
Авт.-сост. Е. В. Ерофеева СПб., 2003.

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.