Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО

 

Ибо время близко...

О Церкви Христовой и ее борьбе с еретиками в наше время

«Богословский ответ на „Письмо епископа Диомида“» Юрия Максимова в свете святоотеческого учения Православной Церкви

Продолжение. Начало в №10 (76)

   После вопроса о соборах Георгий Максимов пытается доказать, что потомки не несут никакой ответственности за грехи предков и приводит толкование преп. Ефрема Сирина на книгу Исход (см.: Исх. 20, 5). При этом Максимов, случайно или умышленно, не замечает, что Святой Отец подтверждает правоту Преосвященнейшего Диомида. Напомним содержание данного места Св. Писания: Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня (Исх. 20, 5). Толкование: «Бог, по долготерпению Своему, терпит человека лукавого и сына, и внука его; но если они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, как скоро он в лукавстве подобен отцам своим». Существование ответственности потомков за грехи предков подтверждает и страдание всего человечества за грехопадение Адама. Прародитель согрешил, и хотя нас еще не было на свете, но все мы несем на себе печать первородного греха.
    Вернемся к Земским соборам. Нелишним будет сказать об их составе. Например, на Земском Соборе 1566 г. участники делились на несколько групп. Первую группу составил Священный Собор из 32 клириков, в их числе 3 архиепископа, 7 архимандритов, 7 игуменов и митрополичий ризничий. Вторую группу составили 16 бояр, 3 окольничьих, 3 казначея, хранитель Государевой печати и 6 дьяков – всего 29 человек. В третьей группе было 97 дворян первой статьи, в четвертой – 99 дворян и детей боярских второй статьи. В пятой – 3 торопецких помещика. В шестой – 6 луцких помещиков. В седьмой – 33 дьяка и приказных. В восьмой – 75 человек гостей, московских купцов и смолян. Всего в соборе приняло участие 374 человека. Таковыми же примерно по составу были и последующие Земские Соборы. Как видим, Церковь принимала в них самое непосредственное и активное участие. В Земском Соборе 1598 г. приняло участие уже 83 клирика во главе со св. Иовом, Патриархом Московским.
    Не стал исключением и судьбоносный Земский Собор 1613 г. Он был созван по инициативе освободителя Москвы князя Дмитрия Пожарского для избрания законного русского Царя. На нем председательствовали три высокопоставленных иерарха: митрополиты Ефрем Казанский, Кирилл Ростовский и Иона Сарский1 со множеством архимандритов, игуменов монастырей и «протопопов», как сказано в летописи. Среди этой группы выделялся преп. Дионисий Радонежский. В Соборе приняли участие также князья, бояре, дворяне и представители от всех российских городов и областей. Нижний Новгород, стяжавший славу счастливого зачинщика земского ополчения, представил более десяти соборян2. Многие заседания проводились в Успенском соборе Кремля.
    Максимов прекрасно понимает всю нелепость ссылок на некий анонимный апокриф3, якобы недавно обнаруженный. Таким типично католическим приемом он просто пытается отравить сердце доверчивого читателя ядом сомнения. Все-таки необходимо пользоваться достоверными источниками4, на которые опирался в свое время и доктор церковной истории митр. Иоанн (Снычев).
    21 февраля 1613 г. на Соборе единодушно5 была принята кандидатура Михаила Феодоровича Романова. И современники, и потомки рассматривали это как чудо.
Приведем итоговый документ этого судьбоносного Собора.
    «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа утвержденная грамота Великаго Всероссийского Собора в Москве Церковнаго и Земскаго, 1613 года. О призвании на царство Михаила Феодоровича Романова.
    Послал Господь Свой Святый Дух в сердца всех православных христиан, яко едиными усты вопияху, что быти на Владимирском и Московском и на всех Государствах Российскаго Царства Государем, Царем и Великим Князем, всея России Самодержцем, Тебе, Великому Государю Михаилу Феодоровичу.
    Целовали все Животворящий Крест и обет дали, что за Великаго Государя, Богом почтеннаго, Богом избраннаго и Богом возлюбленнаго Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича, всея России Самодержца, за Благоверную Княгиню, и за их Царские Дети, которых Им, Государям, впредь Бог дает, души свои и головы положити и служити им, Государям нашим, верою и правдою, всеми душами своими и головами.
    И иного Государя, мимо Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича, всея России Самодержца; и Их Царских Детей, которых Им, Государям, впредь Бог дает, искати и хотети инаго Государя из каких людей ни буди, или какое лихо похочет учинити; то нам боярам, и окольничьим, и дворянам, и приказным людям, и гостем, и детям боярским, и всяким людям на того изменника стояти всею землею за один.
    Прочтоша сию Утвержденную Грамоту на Великом Всероссийском Соборе, и выслушав на большее во веки укрепление – быти так во всем потому, как в сей Утвержденной Грамоте писано. А кто убо не похощет послушати сего Соборного Уложения, его же Бог благослови; и начнет глаголати ино, и молву в людях чинити, то таковой, аще от священных чину, и от Бояр, Царских синклит, и воинских, или ин кто от простых людей, и в каком чину не буди; по священным правилам св. Апостол, и Вселенских седми Соборов, св. Отец, и Поместных; и по Соборному Уложению всего извержен будет, и от Церкви Божией отлучен, и Святых Христовых Таин приобщения; яко раскольник Церкви Божией и всего православнаго христианства, мятежник и разоритель Закону Божию, а по Царским Законам месть восприимет; и нашего смирения и всего освященнаго Собора не буди на нем благословения от ныне и до века. Да будет твердо и неразрушимо в предыдущия лета, в роды и роды, и не прейдет ни едина черта от написанных в ней.
    А на Соборе были Московскаго Государства изо всех городов Российскаго Царства власти: митрополиты, епископы и архимандриты, игумены, протопопы и весь освященный Собор, Бояре окольничие, чашники и стольники и стряпчие, думные дворяне и дияки и жильцы. Дворяне большие и дворяне из городов. Дияки из приказов. Головы стрелецкие, и атаманы казачьи, стрельцы и казаки торговые и посадские, и великих чинов всякие служилые и жилецкие люди; и из всех городов, всего Российскаго Царства выборные люди.
    Своеручные подписи:
    (следует больше восьмидесяти подписей, причем подписывались только грамотные. – Примеч. ред.).
    А уложена и написана сия Утвержденная Грамота за руками и за печатьми Великаго Государя нашего Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича, всея России Самодержца, в царствующем граде Москве, в первое лето царствования его, и от сотворения мира 7121-е».
    Вот как комментирует этот судьбоносный для России соборный документ митр. Иоанн (Снычев): «Ни молитвы праведников, ни подвиги терпения скорбей сами по себе не достаточны для того, чтобы обуздать бесов смуты, зловещих демонов междоусобия и раздора. Необходимо осознанное покаяние, закрепленное соборным действием, направленным на устранение причин, породивших хаос. О том, сколь глубоким и полным было такое осознание у русских людей, переживших трагедию междуцарствия начала XVII века, говорит сам текст итогового документа Великого Московского Собора 1613 года – утвержденной единодушно Грамоты, скрепленной „своеручными подписями“ всех делегатов.
    „Послал Господь Свой Святый Дух в сердца всех православных христиан, – провозглашает текст этого документа в первых же его строках, – яко едиными усты вопияху, что быти на Владимирском и Московском и на всех Государствах Российскаго Царства, Государем, Царем и Великим Князем всея России Самодержцем, Тебе, Великому Государю Михаилу Феодоровичу“. На память невольно приходят установления апостольского собора в Иерусалиме, скрепленные словами: „Изволися Духу Святому и нам…“
    Это совпадение далеко не случайно. В обоих случаях источником всякого благотворного решения и законного постановления признается и торжественно провозглашается воля Божия всеблагая и всесовершенная. В основание Державы, в фундамент государственной политики и гражданского строя кладется та великая истина, о которой Церковь ежедневно напоминает людям, взывая словами заамвонной молитвы: „Яко всякое даяние благо и, всяк дар совершен свыше есть сходяй от Тебе, Отца светов…“
    „Целовали все Животворящий Крест и обет дали, – продолжает Грамота, – что за Великаго Государя, Богом почтеннаго, Богом избраннаго и Богом возлюбленнаго Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича, всея России Самодержца, за Благоверную Княгиню, и за их Царские Дети, которых Им, Государям, впредь Бог дает, души свои и головы положити и служити им, Государям нашим, верою и правдою, всеми душами своими и головами“.
    Не человеку, не „высшему должностному лицу государства“, не племенному или сословному вождю клялись наши предки в верности на вечные времена. Нет! Они присягали в верности Помазаннику Божию, хранителю и оберегателю Заповедей Христовых на просторах Земли Русской. Потому-то и „заповедано“, чтобы избранник Божий, царь Михаил Феодорович Романов был родоначальником правителей на Руси из рода в род, С ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ В СВОИХ ДЕЛАХ ПЕРЕД ЕДИНЫМ НЕБЕСНЫМ ЦАРЕМ. Здесь истоки русского самодержавия!
    Нет на свете уз крепче, нежели узы осмысленного религиозного долга, нет и наказания страшней, чем отлучение от Церкви – врачевательницы падших душ, надежной проводницы верующих ко спасению в блаженной вечности. Поэтому „кто убо не похощет послушати сего Соборного Уложения, его же Бог благослови; и начнет глаголати ино, и молву в людях чинити, то таковой, аще от священных чину, и от Бояр, Царских синклит, и воинских, или ин кто от простых людей, и в каком чину не буди; по священным правилам св. Апостол, и Вселенских седми Соборов, св. Отец, и Поместных; и по Соборному Уложению всего извержен будет, и от Церкви Божией отлучен, и Святых Христовых Таин приобщения; яко раскольник Церкви Божией и всего православнаго христианства, мятежник и разоритель Закону Божиего, отвержен“.
    Обратите внимание, сколь глубока воцерковленность сознания соборян! На всем пространстве Грамоты нет ни одного слова ни о национальных, ни о сословных основах декларируемого государственного устройства. Только о религиозных! Перед Богом все равны, а потому „всяк человек… кто пойдет против сего соборного постановления – Царь ли, патриарх ли, да проклянется таковой в сем веке и в будущем, отлучен бо будет он от Святой Троицы“.
    Подумайте, люди русские – кто еще не потерял веры и способности к духовному зрению, – не эта ли клятва доныне тяготеет над нами после страшного преступления изуверов в Ипатьевском подвале? Не этот ли доселе нераскаянный грех возбраняет нам возвращение на естественный, исторически преемственный путь развития страны – путь служения Истине, путь Святой Руси?
    Оглянемся на опыт минувших дней. Прислушаемся к голосам предков. Вопросим собственную совесть. Тогда, может быть, обретем мы и пути выхода из нынешней смуты, как сумели обрести их триста восемьдесят лет назад „выборные всея земли“ делегаты Великого московского Собора 1613 года…» (Митр. Иоанн. Русская Симфония. СПб., 2001. С. 358–390).
    А вот комментарий на тот же самый документ Георгия Максимова: «К сожалению, иногда у нас любят попадаться на ту же провокацию, которой диавол прельщал древних израильтян, и вот уже много лет слышны призывы оставить сокрушение о своих личных беззакониях и каяться в чужих грехах давно умерших людей – например, в убийстве святых царственных страстотерпцев или нарушении соборной клятвы 1613 г.»
    К сожалению, Максимов не в первый, да и не в последний раз высказывает свои необоснованные догадки, неподтвержденные конкретными фактами. Кто, где, когда из православных ревнителей призывал оставить сокрушение о своих личных грехах?
Напротив, православное мнение таково, что и сие надлежит делать, и того не оставлять (Мф. 23, 23).
    Однако Георгий Максимов не принимает во внимание покаяние за грехи своих предков, которое заключается в исправлении жизни. Он пытается представить Божественное волеизъявление в виде абсурда: «Как это можно каяться за грехи давно умерших людей?»
    Подобное «богословие» способно лишь помрачить разум, а не просветить. В результате Максимов поносит и отцов Собора, говоря: «Как видим, этот документ посягает на божественные прерогативы, дерзая определять будущее – что правителями России „из рода в род“ должны быть только потомки Михаила Романова, а также и тем, что дерзает отлучать от Бога (!) за неприятие политического правителя конкретной династии. Уже из этого видна его сомнительность…»
    Юношеская дерзость Максимова сопряжена с откровенным хамством. Ведь судить о неправомочности данного Собора может лишь Поместный Собор. Впрочем, на протяжении почти 400 лет никто не осмелился низложить Собор 1613 г.
    «Не человеку [не какой-либо династии. – Примеч. ред.], не „высшему должностному лицу государства“, не племенному или сословному вождю клялись наши предки в верности на вечные времена. Нет! Они присягали в верности Помазаннику Божию, хранителю и оберегателю Заповедей Христовых на просторах Земли Русской», – говорит приснопамятный владыка Иоанн (Снычев), опровергая умствования Максимова6.
    «Нет нужды, – пишет далее, повторяя грех Хама, доцент Максимов, – на все это обращать внимание, когда сам ход истории и действие Божественного Промысла явили несостоятельность данной грамоты». Изыскивая подтверждение своим домыслам, он прибегает к вульгарному толкованию исторических фактов русской истории. В 1725 г. русский престол заняла супруга императора Петра I Екатерина I, имевшая литовское происхождение. Но несмотря на это, перед бракосочетанием она приняла Православие. Поэтому некорректно указывать на ее национальность, также как и на национальность Екатерины II. Тогда следовало бы указать и на национальность Святейшего Патриарха Алексия и других иерархов нашей Церкви.
Однако Максимов легко переступает всякие нравственные и моральные нормы, вычисляя, каков процент русской крови у представителей Дома Романовых после Императора Петра III вплоть до св. Царя-Мученика Николая II.
    Сам факт такого «исследования» есть яркое свидетельство неприкрытого хамства. Отсутствие благоговения – одна из главных черт «богословов» нашего времени. Максимов не проявил оригинальности, проводя вычисления процентного соотношения русской крови у русских императоров. Он лишь повторил либерального циника – антимонархиста С.М. Соловьева, искавшего дешевой популярности еще в XIX в. Соловьев провел «эксперимент», «смешивая красное вино с водой», но был умело обличен замечательным русским ученым А.Н. Савельевым.
    В своей статье «Русская Династия Романовых» Савельев писал: «…генеалогические исследования очевидным образом показывали глубокое родство русских и немецких аристократических фамилий. Если бы историк Соловьев вел добросовестный эксперимент, то ему пришлось бы смешивать красное вино с другим красным вином, отличным от первого лишь некоторым неуловимым оттенком. И в результате он получил бы простой результат: оттенок вовсе не стал бы яснее. Кроме того, честная „игра“ потребовала бы проследить, действительно ли немецкие принцессы были стопроцентными немками (или датчанками) по крови».

Иеромонах Симеон (Сарычев)

Продолжение следует

    1 Сщмч. Патриарх Ермоген не дожил до Собора. Митр. Филарет, сменивший его на Патриаршем Престоле, в то время находился в польском плену.
    2 От каждой области было представлено по десять человек.
    3 Так называемая «Повесть о Земском соборе 1613 года».
    4 См.: Нечволодов А. «Сказание о русской Земле»; Толстой М.В. «История Русской Церкви»; Латкин И. «Земские соборы Древней Руси, их история, организация сравнительно с западно-европейскими представительными учреждениями»; Замятин Г., проф. «К вопросу о Земском соборе 1613 г.», а также «Житие преп. Дионисия Радонежского».
    5 В начале Собора противоречия среди участников во мнениях о кандидатах были столь велики, что вряд ли кто мог предполагать, что Собор сумеет достичь приемлемого единогласия.
    6 Монархисту должно быть ясно содержание понятия «Помазанник Божий» и «Удерживающий».

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.