Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

О девстве

Преп. Иоанн Дамаскин

(память 4 / 17 декабря)

   Плотские люди хулят девство и, преданные наслаждениям, ссылаются как на свидетельство на <слова> проклят всяк, иже не восставляет семени во Израиле (Втор. 25, 9). Мы же говорим, положившись на воплотившегося от Девы Бога Слова, что девство было насаждено в естество людей свыше и искони. Ибо человек был сотворен из девственной земли. Ева была создана из одного только Адама. В раю обитало девство. Действительно, божественное Писание говорит, что Адам и Ева были наги и не стыдились (ср.: Быт. 2, 25). Когда же они согрешили, то узнали, что были наги, и, устыдившись, сшили себе препоясания (Быт. 3, 7). И <уже> после преступления, когда Адам услышал: земля еси, и в землю отъидеши (Быт. 3, 19), и когда через грех смерть вошла в мир, тогда <лишь> Адам позна Еву жену свою и заченши, роди (4, 1).
   Следовательно, брак был установлен для того, чтобы род человеческий не был стерт с лица земли и уничтожен смертью, но чтобы сохранялся через деторождение.
   Но, быть может, скажут: что же хочет <указать> изречения: мужа и жену... (Быт. 1, 27); раститеся и множитеся (Быт. 1, 28)? На это мы скажем, что изречение: раститеся и множитеся не означает непременно размножение через брачное соединение. Ибо Бог мог умножить род человеческий и другим способом, если бы люди до конца сохранили заповедь неповрежденной.
   Но Бог, по предведению Своему, ведущий вся прежде бытия их (Дан. 13, 42), зная, что люди имеют <в будущем> преступить Его заповедь и быть <за это> осуждены, наперед сотворил мужа и жену и повелел: раститеся и множитеся. Но возвратимся к ходу <наших рассуждений> и рассмотрим преимущества девства и, что одно и то же, чистоты.
   Когда Ною повелевалось войти в ковчег и поручалось сохранить семя мира, ему было приказано так: вниди ты, – говорит Бог, – и сынове твои, и жена твоя, и жены сынов твоих (Быт. 7, 7). Он отделил мужей от жен, чтобы они, сохраняя целомудрие, избегли пучины того всемирного потопления. После же прекращения потопа Он говорит: изыди ты, и жена твоя, и сынове твои, и жены сынов твоих (Быт. 8, 16). Вот, опять дозволен брак для размножения рода человеческого.
   Затем Илия, восхищенный на огненной колеснице и небожитель – не безбрачие ли возлюбил он, и не засвидетельствовано ли <это> превознесением, превышающим человеческие условия? Кто заключил небо? Кто воскрешал мертвых? Кто рассек Иордан? Не девственник ли Илия?
   А Елисей, ученик его, испросивший сугубую благодать Духа, не получил ли ее, показавши равную же добродетель? А три отрока? Не оказались ли они, подвизаясь в девстве, сильнее огня, ибо тела их по причине девства не были одолены огнем? Не в тело ли Даниила, укрепленное девством, не в состоянии были вонзиться зубы зверей? Бог, намереваясь явиться израильтянам, не повелевал ли хранить тело в чистоте? Не иначе ли, как очистив себя, входили священники во Святое <Святых> и приносили жертвы? Не называл ли закон целомудрие великим обетом?
   Итак, повеление закона <о браке> нужно понимать более духовным образом. Ибо оно есть семя духовное, при посредстве любви и страха Божия зачинаемое в утробе души, чревоболящей и рождающей дух спасения. Так же должно понимать и изречение: блажен, иже имеет племя в Сионе, и южики во Иерусалиме (Ис. 31, 9). Неужели блажен, хотя бы то был блудник, пьяница или идолослужитель; если только он имеет племя в Сионе и южики во Иерусалиме? Никто здравомыслящий не скажет этого.
   Девство – ангельский образ жизни, отличительное свойство всякого безтелесного естества. Мы говорим это, не порицая брака, – да не будет! Ибо мы знаем, что Господь, во время Своего пришествия, благословил брак; <знаем также слова> сказавшего: честна женитва и ложе нескверно (Евр. 13, 4); но <зная это> признаем, что девство – лучше хорошего <самого по себе> брака. Ибо в добродетелях есть степени высшие и низшие, равно как и в пороках. Знаем, что от брака произошли все смертные, кроме прародителей. Ибо они – от девства, а не произведение брака. Но безбрачие, как мы сказали, есть подражание ангелам. Поэтому, насколько ангел выше человека, настолько девство честнее брака. Что говорю: ангел?
   Сам Христос – слава девства, не только потому, что родился от Отца безначально, без истечения и сочетания, но и потому, что, сделавшись подобным нам, Он превыше нас воплотился от Девы без <супружеского> соединения и Сам в Себе Самом показал истинное и совершенное девство. Поэтому, хотя Он и не узаконил девства, ибо не вси вмещают словесе сего (Мф. 19, 11), как Он Сам сказал, но Он Своим примером научил нас девству и дал нам силы для него. Ибо кому не ясно, что девство живет ныне между людьми?
   Конечно, хорошо чадородие, которое производит брак; хорош брак блудодеяния ради (1 Кор. 7, 2), пресекающий блуд и при посредстве законного совокупления не позволяющий неистовству похоти устремляться к беззаконным деяниям; хорош брак для тех, в ком нет воздержания. Но лучше девство, умножающее чадородие души и приносящее Богу благовременный плод – молитву. Честна женитва и ложе нескверно: блудником же и прелюбодеем судит Бог (Евр. 13, 4).

«Точное изложение
Православной веры».
Кн. 4. Гл. 24

Отцы пустынники и девы непорочны
Фрагмент картины М. Нестерова

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.