Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
ГЛАВНАЯ ТЕМА

 

Золото, ладан и смирна

Окончание. Начало

   Таков плод благой надежды на Господа, ибо она драгоценнее злата и никогда не посрамляет. Да богатеет всякий верующий этой добродетелью, приобретая нищету духовную, ибо блажени нищие духом, яко тех есть Царство Небесное (Мф. 5, 3). А Царство сие и есть то самое злато духовное, которое обретает в душе своей тот, кто считает себя ничего не значащим, не сделавшим ни единого доброго дела, но видит себя хуже всякой твари.
   Подай и нам, Господи, разумение, чтобы мы познали немощь свою и отринули всякую гордыню от сердец наших и всегда исповедовали Православие – единое Богоугодное верование. Как известно, камень превращается в песок, если нет в нем твердой основы. Река высыхает и зарастает русло ее, если иссякают питающие ее источники. Так и все подвиги человека – ничто, если нет у него в душе правой веры. Авва Феодор Фермейский учит: «Если ты имеешь с кем-либо дружбу, и твой друг впадет в искушение блуда, то подай ему руку и помоги преодолеть эту напасть. Если же брат твой впадет в ересь, и после твоих попыток утвердить его в Истине не обратится, то отсеки, не медля, его от себя, дабы самому тебе не упасть в бездну».
   Чтобы золото обрело идеальную чистоту, его освобождают от различных примесей, пропуская через горнило. Подобно этому очищаются слезами и те, кто, пройдя сквозь тернии скорбей, оплакивают свои грехи. Блаженны они, ибо утешатся (ср.: Там же, 4). И слезы их подобны весенним ручьям: как земля весной после обильных вод воскресает от зимней спячки, так и душа человека, очистившись слезами покаяния, обретает благодатный мир и несказанную радость. Никто пусть не теряет надежды на спасение: «несть бо человек иже жив будет, и не согрешит», но Бог любит кающихся и прощает. Что есть наши грехи в сравнении с бездной Божией любви и милосердия? Святые Отцы сравнивают их с горстью песка, брошенной в море, ибо, как учит свт. Иоанн Златоуст: «Кто сказал „помилуй“, – тот уже помилован». Вот как Бог милосерд к кающемуся грешнику!
   Нередко золотом украшают царские палаты. Украсим и мы душевную храмину свою кротостью, которая подобно драгоценному металлу отражает свет Христов. Кто не возлюбит кроткого? Лишь тот, кто ненавидит добродетель. Молитвы кроткого угодны Богу, они возносятся от земли до Неба.
   Ладан – это источник благоухания, фимиам от которого поднимается ввысь к Богу и умиротворяет чувства верующих. Принесем и мы к Престолу Господню искренние молитвы, пусть они подобно фимиаму наполняют наши сердца и возводят ум наш горе – к Богу.
   Вознося молитвы к Богомладенцу, да исполнимся и сами младенческой кротости и незлобия, в простоте сердечной будем лепетать к Нему, Отцу нашему: «Господи, прости и помилуй!».Да научит нас время Рождественского поста быть детьми – пусть в чем-то и непокорными, в чем-то самовольными и рассеянными: «Мы грешные, Господи, но Твои, и от всей души желаем стать послушными Тебе. Научи нас верить, надеяться, терпеть и любить».
   Преподобный отец наш Феодор Пустынник оставил мир и, приняв монашество, удалился в Иорданскую пустыню. Ревнуя об угождении Богу, он много молился и получил от Бога дар чудотворения. Однажды ему пришлось отправиться в Константинополь. Придя к морю, он нашел готовый к отплытию корабль и взошел на него. Во время плавания случилось так, что корабль сбился с пути и долго блуждал, так что все бывшие на нем запасы питья и пищи истощились. Моряки и все плывшие на корабле были в недоумении и сильном унынии. Тогда Преподобный, подняв руки к небу, усердно помолился Богу, спасающему людей от бед. Потом он с молитвой осенил Крестным знамением морскую воду и сказал матросам: «Благословен Бог! Зачерпните сколько вам нужно воды». Те, почерпнув, вкусили и нашли, что морская вода превратилась из горькой в пресную, наподобие речной. Тогда они наполнили свои сосуды пресной водой из моря и, прославив Бога, до земли поклонились Старцу. Но тот сказал: «Простите меня, господа мои! Не ради меня случилось сие чудо всесильного Бога, но ради вас, скорбевших по причине безводия. Ибо Бог, увидав вашу скорбь и печаль смертную, умилосердился над вами и превратил соленую морскую воду в сладкую, речную». Вот как велико было смирение старца Феодора.
   Вспомним и преподобного Виссариона, который молитвой своей уподобился Иисусу Навину. Как тот, некогда побеждая аморреев, удержал движение солнца (см.: Нав 10, 12–13), так сделал и сей угодник Божий, а именно: когда он шел с учеником к одному старцу, солнце склонялось к западу, путь же еще предстоял далекий. Тогда старец обратился к Богу, молясь так: «Прошу Тебя, Господи, повели остановиться солнцу до тех пор, пока я не приду к рабу Твоему». И не заходило солнце до тех пор, пока не пришел Преподобный к тому месту.
   Пусть никто не говорит, что сегодня нам, немощным и грешным, невозможно делать то, что совершали эти блаженные Отцы. Да, мы не остановим движение солнца, но с Божией помощью имеем силы остановить греховное движение своего сердца, которое лукавый склоняет к вечной погибели. Будем же молиться, дабы победить свои страсти; молитвы наши подобно фимиаму да ублажат Господа Иисуса.
   Смирна – это вещество, созвучное смирению, а смирение имеет такую силу, что может волков превращать в ягнят, а людей делать ангелами. Смирение прежде всего научает человека отсекать свою волю и во всем предаваться воле Божией.
   В Патерике описан такой случай: один старец в продолжение многих дней не мог принимать пищу из-за болезни. Ученик его решил приготовить ему немного сладкой похлебки, чтобы этим утешить больного. В келлии его было два одинаковых сосуда, в одном из которых находился мед, а в другом – льняное масло, имевшее дурной запах и пригодное только для светильника. Брат желал налить в кушанье меда, но перепутал сосуды: влил льняного масла и подал старцу. Больной вкусил и, не сказав ни слова, продолжал есть. Затем остановился, но заботливый брат просил его вкусить еще немного, на что старец ответил: «Прости, не могу, чадо». Ученик же сказал: «Добрая пища, авва; вот и я вкушу с тобою». Но, вкусив, он сразу понял, что сделал, и упал в ноги старцу со словами: «Горе мне, погубил я тебя, авва!» Старец со смирением ответил: «Не скорби, чадо. Если бы Бог хотел, чтобы мы ели, то ты влил бы в пищу мед».
   Святые Отцы говорили, что диавол может подражать посту – он никогда не ест, бдению – он никогда не спит. Но смирению и любви враг рода человеческого подражать не может, ибо где смирение – там Бог, а где Бог – там мир.
   Отцы поведали нам такую историю: два старца жили вместе и никогда не ссорились. Однажды один сказал другому: «Давай и мы попробуем повздорить, как делают это многие люди». Первый отвечал: «Прости брат, я не знаю, как это делается». Тогда тот предложил: «Давай я положу кирпич и скажу: он мой, а ты возразишь: нет, он мой. Это и будет началом ссоры». Так они и поступили: положили кирпич посреди келлии, и первый старец сказал: «Это мой кирпич!» Второй ему возразил: «Нет, он мой!» Но их спор не продолжился и минуты, потому что первый ответил: «Да, он твой, возьми его». Смирение не позволило этим старцам поссориться.
   Мы видим сегодня, что нередко те, кто призван заботиться о душах людских, проявляет более заботу о наживе. Вместо того чтобы следовать церковным канонам, эти несчастные готовы удавить ближних своих в погоне за прибылью. Но забыли они, что придет время, когда душа расстанется со всеми земными благами и оставит весь этот бренный мир навсегда. Святые же угодники Божии не заботились о тленном, но всегда искали, по слову Апостола, способ обратить грешника от ложного пути его (ср.: Иак. 5, 20).
   Однажды преп. Иов Почаевский, проходя мимо гумна, увидел человека, похищавшего монастырскую пшеницу, и так неожиданно подошел к похитителю, что тот, застигнутый врасплох, не мог и шагу ступить от наполненного пшеницей мешка. Пойманный на месте преступления, похититель не столько испугался, сколько устыдился Преподобного, и в оцепенении стоял пред ним неподвижно, как камень. Затем пал к ногам Святого и умолял никому не рассказывать о его поступке, боясь прослыть за вора, поскольку раньше он слыл честным человеком, и многие его уважали. Незлобивый старец не угрожал виновному ничем, но еще сам, собственными руками, помог похитителю поднять на плечо мешок с пшеницей, сказав при этом наставление о том, как предосудительно похищение чужой собственности. Он привел похитителю на память заповеди Божии и Страшный Суд Господень, на котором тот неизбежно должен будет дать отчет о своем поступке, и с миром отпустил его.
   Найдем ли мы подобные примеры благочестия в нашей жизни? Увы, нет.
   Настало смутное время, дорогие мои, для нашей Церкви. И как предсказывал когда-то преподобный Оптинский Старец Анатолий (Потапов), еретики захватили власть церковную. Но да не смущаются сердца наши, да не подвигнемся оставить Святую Церковь, ища благодать вне Ее, – да не будет! Будем твердо веровать, что врата ада не одолеют Церковь – невесту Христову (ср. Мф.16–18).
   Преподобный Симеон Новый Богослов некогда сказал правящему архиерею, Патриарху Цареградскому, отправляющему его в изгнание, гонящему его подло и лукаво: «Согласись учить нас в соответствии со священным Писанием, последуя бывшим прежде тебя Святым Отцам, и мы примем тебя как равного апостолам и будем землей и прахом под твоими святыми ногами; и, будучи попираемы тобою, станем считать это посвящением, хиротонией. И не только это, но и распоряжения твои будем мы исполнять до смерти. Но если не будешь ты нас учить так, как побудил бы ты нас покоряться твоим повелениям?.. В этом случае мы не сможем сказать тебе ничего другого, как только то, что сказали некогда и ученики Христовы: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян. 5, 29).
   А неустрашимый исповедник Истины, Учитель вселенной, свт. Иоанн Златоуст отвечал посланникам царицы Евдоксии: «Пусть негодует Царица сколько хочет, но я не престану говорить истину. Ибо лучше для меня прогневлять людей, нежели Бога; и если бы я угождал людям, то не был бы рабом Христовым».
   Подражая возлюбленным Святым, станем и мы укрепляться в Вере, чтобы всегда сияли пред Богом наши сердца, чтобы усердно возносились наши молитвы подобно дыму кадильному; станем смирением сокрушать всех врагов наших, памятуя о дарах, принесенных более 2000 лет назад богомудрыми мужами в дар Богомладенцу Христу. Аминь.

Иеромонах
Иона Востоков

Иерусалим. Храм Рождества Христова

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.