Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

 

Нет различия между Божественными правилами и Христовым Евангелием

Преподобный Иустин (Попович)

   В ущерб Церкви и ее Богочеловеческим святыням и истинам не может быть никаких компромиссов, никаких уступок и послаблений. Апостольская, святоотеческая верность всему, что ее, – это верховное правило в нашем отношении к Церкви и ко всему, что ей присуще: верность = точность = всецелость. Не смеют благословляться никакие грехи и вообще не может твориться ничего такого, что так или иначе повреждало бы Истину – Все-истину Церкви, ее Богочеловеческое бытие. В Церкви – все Богочеловеческое: и существо, и жизнь, и средства, и цель, и безсмертие, и вечность. Здесь нет места никакой «икономии», чисто человеческой, гуманистической, хоминистической, ибо это было бы отступлением от Богочеловеческой Истины Церкви: от ее Богочеловеческого апостольства, от ее Богочеловеческой святости, от ее Богочеловеческого единства, от ее Богочеловеческой соборности.
   Эту святую Богочеловеческую истину и данность по-апостольски богомудро исповедует святой Феодор Студит: «Мы православны и питомцы Кафолической Церкви, отвергающие всякую ересь и принимающие все признанные Вселенские и Поместные Соборы, равно как и изреченные ими канонические постановления. Ибо не вполне, а наполовину православный тот, кто полагает, что содержит правую веру, но не руководствуется Божественными правилами»1. «Есть Божественные законы и правила, которые руководят каждым благочестивым, в которых нельзя ни прибавить, ни убавить что-нибудь»2.
   Защищая свою исповедническую борьбу, святой Феодор Студит пишет: «Мы <...> не отщепенцы от Церкви Божией. <...> Хотя мы и повинны во многих других грехах, однако составляем одно тело с ней, и вскормлены Божественными догматами, и правила ее и постановления стараемся соблюдать»3. «Мы <…> православны во всем, отвергаем всякую ересь и принимаем всякий признанный Собор, Вселенский и Поместный, а также и изреченные ими священные и канонические постановления твердо содержим. Ибо не совсем точно соблюдает слово Истины тот, кто считается содержащим правую веру, а не руководствуется божественными правилами. Кроме того, мы принимаем и законную, по временам употребляемую святыми икономию»4.
   Царь заключил незаконный, прелюбодейный брак. – «Не повинующиеся Господнему слову нечестивым языком своим назвали спасительной для Церкви икономией нарушение закона и Евангелия»5. Одобрять незаконный брак царя и это прелюбодеяние оправдывать икономией есть не что иное, как называть икономией извращение Истины6. Предпочитать волю царя воле Божией – значит нарушать Ветхий и Новый Завет. «И через это происходит разрушение всего, как во времена антихриста, и поэтому сатаной названное у них слово „икономия“ справедливо будет назвать предтечей антихриста»7.
   Нет различия между Божественными правилами и Христовым Евангелием; они суть «одно и то же <...>. Поэтому Василий (свт. Василий Великий. – Преп. Иустин) и равные ему святые принимали эти правила как апостольские и следовали им, нисколько не изменяя их, но дополняя по необходимости»8. А преступники этих божественных правил считают их нарушение «Божией икономией, благой и спасительной для Церкви»9. «Не позволительно ни нашей (Поместной. – Преп. Иустин) Церкви, ни другой делать что-либо вопреки постановленным законам и правилам»10.
   Святой Феодор богомудро исповедует: Церковь – в Истине и в жительстве этой Истиной, и в проповедании и исповедании этой Истины. Потому и утверждает: «Церковь Божия <...> может состоять и из троих православных»11. Обладая по-херувимски пламенной Богочеловеческой верой, святой Феодор до самой смерти во всем пребыл верным ее Богочеловеческой Истине и никогда ни в чем не отступил от строгой ей верности, от «акривии»12. Весь преданный Владыке Христу, никогда не приноравливался он к временным обстоятельствам и не уступал властям мира сего даже в малейшем13. Неустрашимый исповедник увещевает царя-прелюбодея покаяться в сделанном грехе и не оставлять зло без уврачевания14. Царю-иконоборцу он по-апостольски безстрашно бросает в лицо укоризну за то, что тот осмелился возмущать и сотрясать Божию Церковь, пребывающую в мире: «Разумей, о царю, и внемли! Дело веры святой Церкви разбирать и устроять – не твое дело. Твое дело мірские порядки блюсти. Веру же и святую Церковь держать в должном чине есть дело пастырей и учителей церковных. Послушай Апостола, который говорит: Положи Бог в Церкви первее Апостолов, второе пророков, третие учителей и проч. (1 Кор. 12, 28). Видишь? –Учителей, а не царей. – И другие места Писания повелевают церковные дела править пастырям и учителям Церкви, а не царям»15.
   Церковь – это воплощение и олицетворение Все-истины – Бога Слова. В этом ее главное благовестие = Все-благовестие. Евангелие – не по человеку (см.: Гал. 1, 11), а по Богочеловеку. Исповедовать это через святые Таинства и святые добродетели, этим и для этого безсмертно и вечно жить – это и есть правая вера, вера апостольская, вера святоотеческая, вера Богочеловеческая, вера Православная. Все, повреждающее эту Богочеловеческую веру, все, ее искажающее, обезображивающее, уничтожающее – ересь.
   Весь пребывая в этой вере, святой Феодор Студит исповеднически благовествует: «Мы, утверждаясь на апостольском учении, а также на учении Святых Отцов наших, – ибо и они, согласно с Апостолом, говорят то же самое, – будем удерживаться от общения с еретиками и увлеченными ими изменниками и будем держаться точного исповедания (веры. – Преп. Иустин), в котором стоим и хвалимся упованием славы Божией (Рим. 5, 2), исполняя правила и всех других совершенств, да будем совершенни и всецели, ни в чем же лишени (Иак. 1, 4), и мир Божий превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца наша о Христе Иисусе (Флп. 4, 7), Господе нашем»16. «Каждый православный во всем, своей деятельностью, если не словом, анафематствует всякого еретика»17.
   «Храм, оскверненный еретиками, не есть святой храм Божий, но, как говорит Василий Великий, обыкновенный дом, так как бывший при нем Ангел, данный каждой церкви, отступил от него за нечестие. Посему и совершаемое в нем жертвоприношение не принимается Богом»18.

   1 Преп. Феодор Студит. Письма разным лицам. Письмо XXV // Творения преп. Феодора Студита. СПб., 1907. Т. 2. С. 248–249.
   2 Там же. Письмо XXVII // Указ. соч. Т. 2. С. 252.
   3 Там же. Письмо XXVIII // Указ. соч. Т. 2. С. 254.
   4 Там же. Письмо XXX // Указ. соч. Т. 2. С. 259.
   5 Там же. Письмо XXIV // Указ. соч. Т. 2. С. 268.
   6 Там же. Ч. 2. Письмо X // Указ. соч. Т. 2. С. 339.
   7 Там же. Письмо XXIV // Указ. соч. Т. 2. С. 269–270.
   8 Там же. Письмо XXXVI // Указ. соч. Т. 2. С. 276.
   9 Там же. С. 274.
   10 Там же. Письмо XXIV // Указ. соч. Т. 2. С. 247.
   11 Там же. Письмо XXXIX // Указ. соч. Т. 2. С. 284.
   12 Житие и подвиги преп. Феодора Студита // Указ. соч. Т. 1. С. 26.
   13 Там же.
   14 Там же. С. 29.
   15 Цит. по Добротолюбию. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. Т. 4. С. 14.
   16 Преп. Феодор Студит. Малое оглашение. Оглашение XCVII // Творения преп. Феодора Студита. СПб., 1907. Т. 1. С. 390.
   17 Преп. Феодор Студит. Письма. Письмо XLIX// Указ. соч. Т. 2. С. 306.
   18 Там же. Письмо LXXX // Указ. соч. Т. 2. С. 440–441.

   *Преп. Иустин (Попович). Собрание сочинений. М., 2007. Т. 4.


ВЕСТИ С КОСОВА

Празднование дня святителя Саввы

      Память святителя Саввы – величайшего сербского святого, основателя Сербской Церкви, просветителя сербского народа, основоположника его культуры и всего, что на протяжении столетий украшает сербское национальное бытие, – торжественно отпразднована в Грачанице.
Праздник был открыт архиерейской Литургией, совершенной Его Преосвященством епископом Артемием в сослужении местного духовенства. За богослужением молились ученики и наставники начальной школы им. Короля Милутина.

Епископ Артемий и директор школы в Грачанице
преломляют славский колач

   По завершении Литургии, после преломления славского колача, грачаницкие школьники прочитали стихи, посвященные святому Савве, а затем им торжественно вручили святосаввские подарки. В этом году подарки для ребят подготовил профсоюз полицейских Сербии. Наряду с Грачаницей через местных священников подарки передали и в школы новобрдской общины в Бостане, Ясеновике, Сливове, а также в монастыре Баньска.
   В школе им. Короля Милутина была запланирована и культурная программа, на которой присутствовал Его Преосвященство епископ Артемий. Перед началом мероприятия владыка Артемий освятил славское коливо и преломил колач, а потом обратился к родителям, учителям и детям: «Святитель Савва – отец Сербской Православной Церкви, насадитель просвещения, основатель государства, дипломатии и всего, что в нашем роду свято, благородно и угодно милому нам Богу. Святой Савва все это совершил, предав всего себя Христу Богу на Святой Афонской Горе, и то, что имел в себе самом, то и передал нашему народу».

Дети читают стихи о святителе Савве

   Епископ Артемий говорил и о стараниях врагов сербства искоренить дело святителя Саввы, и о невозможности угасить его память: «То, что совершил святой Савва, – есть дело Божие, а дело Божие непобедимо, и никто не в силах его разорить. Доказательством сему служит и сегодняшнее торжество в нашей дивной Грачанице, в этой школе, где собрались все поколения, от младших до старейших, которые пришли сообща отдать дань уважения и почитания святителю Савве и прославить его день молитвенной памятью о нем, чтобы Святой молитвами своими пред Престолом Господним вымолил нам у Бога благодать, милость и силы выстоять в скорбях, в страданиях, которые на нас обрушились, да останемся верны тем святосаввским идеалам, которым служили наши славные и святые предки. Ибо только так имя сербское и имя святителя Саввы никогда не будет забыто на священных косовско-метохийских просторах и в остальных сербских землях – везде, где сегодня живут сербы».

Рашско-Призренская
и Косовско-Метохийская епархия

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.