Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО

 

Знамение над Афинами

Продолжение. Начало в №№ 4(22) и 5(23) 
   

    Греческие власти неоднократно пытались склонить к переходу на новый календарь монастыри Святой Горы Афон - земное наследие Царицы Небесной. Но все эти попытки были безуспешны. Как твердый адамант веры и истинный хранитель Православия, Афон в лице лучших своих представителей отверг это противоцерковное новшество и непоколебимо сохраняет веками освященный юлианский календарь.
    Афонский старец иеросхимонах Феодосии Карульский, справедливо считавший новый стиль серьезным отступлением от церковного Предания, писал к митрополиту Антонию (Храповицкому), увещевая его не вступать в общение с обновленцами-новостильниками. Однако возглавивший Русскую Церковь за рубежом митрополит Антоний, хотя и осуждал обновленцев, но при этом сам в некоторых вопросах придерживался явно ошибочных взглядов.

Комментарий: Архиепископ Феофан (Быстров) писал о заблуждениях владыки: «Митрополит Антоний... с чрезвычайной настойчивостью продолжает распространять свое неправославное учение „Об искуплении" и многие другие неправильные учения, заключающиеся в его „Катехизисе". На одном из Соборов он доказывал полную допустимость для христианина и для иерарха состоять членом масонской организации до 18-й степени масонства»1.

    В ответном письме к старцу Феодосию владыка Антоний писал: «... Вы напрасно терзаете свою совесть сомнениями о продолжении общения с Константинопольской Патриархией. Предоставьте это дело суду архиереев, а пока он не состоялся, пребывайте в общении»2. Тогда старец Феодосий смиренно напомнил Митрополиту о 15-м правиле Двукратного Собора (861), в котором говорится: «Отделяющиеся от общения с предстоятелем ради некия ереси, осужденныя святыми Соборами или Отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом прежде соборнаго разсмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но потщились охранити Церковь от расколов и разделений».
    Митрополит отвечал: «В известных Вам 13, 14, 15 правилах Двукратного Собора говорится об отделении себя от епископа или Патриарха после соборного его осуждения, а не своим собственным судом удаляющегося. И то правило (15) <...> говорит, что достоин <...> похвалы прекративший с ним связь клирик ради некия ереси, осужденныя святыми Соборами или Отцами <...> А этого, слава Богу, ни Патриарх Василий, ни Хризостом [Афинский] еще не делали, а напротив настаивают на охранении прежней пасхалии, ибо только она, а не самый юлианский стиль, ограждена проклятием [Вселенских] Соборов. Правда, Патриарх Иеремия в XVI веке и его преемник в XVIII веке наложили анафему и на самый стиль, но это проклятие касается только его современников...»3.

Комментарий: Реформаторы, когда желали отменить или изменить какое-либо правило, говорили: «Это писалось для современников и потому к нам не относится».

    Блаженный старец Феодосий напомнил Митрополиту, что и пасхалия, и календарь составлены и утверждены святыми Отцами на Первом Вселенском Соборе, и они неразделимы. А в догматическом определении Седьмого Вселенского Собора говорится: «Храним ненововводно все, писанием или без писания установленныя для нас Церковныя Предания». Поэтому новый календарь и был осужден на трех Соборах 1583, 1756, 1848 гг. Введение его на практике является грубейшим нарушением Церковного Предания и догматического учения о Церкви, а следовательно, необходимо удаляться от общения с такими епископами не для разделения Церкви, а ради сохранения Истины.
    Согласившись с тем, что три вышеупомянутых Поместных Собора имеют каноническую силу, и постановления их обязательны для Церкви, Владыка писал в послании к верным христианам: «Паства в Финляндии, Польше, Румынии, Элладе и современной Турции потеряла мир, как бы разделившись на падших (вынуждающих принять новый стиль) и на исповедников. Последние получат венец нетления, а первые да образумятся благовременно с своими неразумными архипастырями и пастырями»4.

    5. Греческий старец Иероним (Апостолидис) с о. Эгина (1883 -1966), вернувшись на родину со Святой Горы, в течение 17 лет искренне пытался убедить Афинского архиепископа возвратиться к старому стилю, хотя Старец имел мягкий характер и великое терпение; все же в августе 1942 г. о. Иероним окончательно прекращает общение с новостильниками, видя, что календарная реформа лишь начало развивающейся экуменической болезни в Греческой Церкви. «Он перешел в Благовещенский скит и оттуда послал уведомление Митрополиту о своей отставке из больничной церкви...
    Однажды одна посетительница спросила его:
    - Отче, Вы со старостильниками?
    - Да.
    - Но с кем Вы [с каким синодом]?
    - Со всеми.
    - Но они ведь во вражде между собой!
    - Я не там, где вражда»5.

    
    Блаженный старец Иероним советовал всегда стараться сохранять мирное расположение духа, а это возможно лишь тогда, когда человек соблюдает совесть в чистоте и прислушивается к ее голосу, когда твердо стоит в Истине и не отступает от нее ради угождения миру. Любой компромисс в вере есть отступление от истины и поэтому нельзя уступать диаволу даже в малом.
 
 
Старец Иероним (Апостолидис)

    В то же время Старец учил, что надо быть осторожным и, борясь за истину, не уклониться в иную противоположную крайность - в какие-либо отдельные от Церкви сообщества, ибо это раскол. Необходимо держаться православной церковной иерархии, и исповедовать истинное православие, без всякого подмешивания нововведений лукавого. Церковь свята и непорочна, и кто верен Истине в малом, тот и в великом будет верен. Одно дело - нарушать каноны по человеческой немощи, но каяться в этом и стараться исправить свою жизнь, а другое - узаконивать свои нарушения и этим превозноситься над святыми Отцами.

     6. Такого же взгляда придерживался и известный старец Паисий (Эзнепидис) Святогорец (1924-1994). Будучи сам старостильником, он увещевал и других не отступать ни на йоту от Предания Древней Церкви. Как-то в одной из бесед он сказал: «[Некоторые] от ложно понимаемой доброты говорят: „Не говорите еретикам, что они в прелести, чтобы показать нашу любовь к ним" и так уравнивают все. Да живи они в первые годы христианства, мы не имели бы ни одного святого! Христианам говорили тогда: „Только брось ладану на огонь [жертвенный], а от Христа не отказывайся". Христиане этого не принимали. „Сделай лишь вид, что бросаешь". Не принимали. „Не говори о Христе и уходи, куда хочешь, свободный". Христиане и этого не принимали. А сегодня видишь, что народ замешан на воде. Закваска не та»6.
    Когда Старец жил на Синае в скиту мчч. Галактиона и Епистимии, то он раз в две недели спускался в монастырь святой Екатерины, чтобы приобщиться святых Христовых Тайн. Но бывший там духовник, желая испытать старца Паисия, сказал ему, чтобы он так часто не причащался, а только четыре раза в год. Блаженный Паисий продолжал ходить на службы. Но вот приехали к нему из Греции четыре молодых послушника, и синайский старец повелел им тоже не причащаться. Тогда отец Паисий пошел к нему и все уладил. «Негоже ругаться за себя самого, - говорил он. - Другое дело - противостать обидчикам, чтобы защитить серьезные духовные вопросы, то, что касается нашей веры, Православия. Это твой долг. Думать о других и противодействовать для того, чтобы их защитить, - это чисто, потому что совершается от любви»7.

    Старец Паисий не относил себя к крайним зилотам, но твердо стоял за Православную веру и никакие новшества в Церкви не признавал. Причиной того, что новый стиль и прочие экуменические нововведения прижились у греков, Старец объяснял склонностью их к вольнодумству.
 
 
Старец Паисий (Эзнепидис)

    «Греки вообще нелегко подчиняются, - говорил отец Паисий. - Римо-католики верят в папскую непогрешимость, а мы, греки, верим в собственный помысл и, выходит, мы все обладаем... непогрешимостью!... Греки, будучи очень умными в подавляющем большинстве своем, все до единого хотят управлять и распоряжаться, а подчиняются с трудом. И итальянцы говорили: из десяти греков пять хотят быть командирами!»
    Изданные труды отца Паисия не имеют прямых свидетельств об отношении его к новому стилю. Причина этого заключается в том, что греческие издатели сами приверженцы нового календаря, и писать о своем заблуждении им, конечно же, не с руки. Напротив, они стремятся использовать авторитет Старца в оправдание немаловажного отступления и приписывают о. Паисию мнение, что единство Церкви для него было важнее календарного вопроса. Но единство без сохранения истинной веры и есть экуменизм, против которого Старец боролся всю свою жизнь. Однако мы не удивимся, если в новых изданиях о старце Паисии, выпущенных в свет все теми же новостильниками, можно будет узнать, что Старец брал благословение у новостильных епископов, причащался у них и даже ругал сторонников старого стиля за нападки на Поместные новостильные Церкви. Все это противоречит облику Старца и проповедуется с целью внедрить в сознание православных людей мысль о том, что новый стиль - допустимое явление, нисколько не мешающее спасению души.
    О таких горе-проповедниках отец Паисий предупреждал: «Экуменизм - это общий рынок, одно большое государство, одна религия, сшитая по их мерке. Таковы планы у этих диаволов»8. А первая стежка в их балахоне - новый стиль. И пусть не стараются новостильные «поклонники» Старца опорочить его память тем, что якобы он принимал календарное экуменическое нововведение. Да заградятся уста таковых, ибо они обличаются их же словами: «Старец не был экуменистом».
    Многие известные греческие старцы: афонский исихаст Иосиф (†1959), старец Даниил (Димитриадис) Катунакский (1846-1929), Гавриил (Казасис) (1886-1983) и многие другие подвижники благочестия были верными хранителями церковного календаря и святоотеческих канонов.
    Игумен Лангобардского монастыря, находящегося на острове Парос, старец высокой духовной жизни Филофей (Зервакос) (1884-1980) в 1968 г. писал в письме к новостильному епископу Августину Флоринскому: «Поскольку старый стиль - это письменное Предание, а новый - новшество папистского и масонского происхождения, то всякий, отметающий старый календарь и следующий новому, подлежит анафеме.
    Всякое извинение и оправдание сего - неоправданно и является непщеванием вины о гресех. В прошлое воскресенье я поднялся на вершину Всех Святых и пророка Илии и, преклонив колена перед их чтимой иконой, со слезами молил их вразумить меня, какому календарю я, убогий, должен следовать вместе с моей братией, моими духовными чадами и всеми православными христианами. Прежде, чем я окончил свою смиренную и жалкую молитву, я услышал внутри себя голос, говорящий: „Ты должен следовать старому календарю, который богоносные Отцы, собиравшиеся на семи святых Вселенских Соборах и утвердившие Православную веру, передали тебе, а не новому календарю западных пап, расколовших Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь и извративших Апостольские и отеческие предания!" В этот миг я почувствовал такое волнение, такую радость, такое упование, такое воодушевление и духовный подъем, какие навряд ли когда испытывал в часы молитвы во всю мою жизнь. Не думайте, что следование папистскому календарю - это что-то несущественное. Православный юлианский календарь - это Предание, и как таковое мы должны хранить его, иначе мы подпадем под анафему. „Аще кто отметает любое Предание, писанное или неписанное, да будет анафема", - провозглашает Седьмой Вселенский Собор. Сейчас не время продолжать хранить молчание, не медлите же, спешите»9.


    1 Архиепископ Полтавский и Переяславльский Феофан (Быстров). Письмо от 16. 11. 1932 г. АИС.
    2 Письмо № 36, от 12 октября. 1926 г. АИС.
    3 Письмо № 37, от 2 декабря 1926 г. АИС.
    4 Учение Православной Церкви о Священном Предании и отношение ея к новому стилю. СПб.: 1990. С. 38.
    5 Дорогой любви. Жизнь и советы старца Иеронима Эгинского. Издательство Подворья ТСЛ. 2000. С. 18.
    6 Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Т. II. Духовное пробуждение. Монастырь св. ап. Иоанна Богослова, Суроти, Салоники. 2001. С. 25.
    7 Там же. С. 25.
    8 Там же. С. 27.
    9 ОЕМ, ?. ?, 1989, I-XII, ?????? 17, ???. 69, а. 6.

Старый стиль лучше новых
двух. М.: 2004. С. 128-169.
Окончание
в след. номере

    

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.